21 апреля 2009
Эстетический идеал
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7753
С изменением эстетического идеала изменяется искусство как по содержанию, так и по форме. Рассмотрим этот вопрос на материале древнерусского искусства, ограничившись всего четырьмя примерами: искусство Киева XI века, Владимира XII века, Новгорода XIV века и Москвы конца XIV—начала XVI века. Оговоримся, что такой обзор отнюдь не подменяет исторического исследования, требующего полноты и последовательности.
Живопись неразрывно связана с общим историческим процессом: экономическим, общественно-политическим, общекультурным. В IX—X веках центром культуры и искусства Древней Руси становится Киев, объединявший тогда огромные территории. При Владимире, в 988—989 годах, Русь приняла от Византии христианство. В новой для русских людей религии господствовали идеи карающей силы божества, покорности смертного воле всевышнего, божественного происхождения власти земных правителей. С принятием христианства на Руси определился коренной перелом в ее культурной жизни, в частности в области искусства.
21 апреля 2009
Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7020
Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор. (XI век) внутри покрыт мозаиками и фресковыми росписями. Реалистическая тенденция русского искусства ярко проявила себя в них. В церковные изображения включаются чисто светские сюжеты. На стенах башни с лестницей на хоры Софии Киевской изображены сцены охоты, танцующие скоморохи; в самом же храме помещены портреты семьи Ярослава.
21 апреля 2009
Станковая живопись
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7668
О станковой живописи Киева не приходится судить, — она не дошла до нашего времени. «Владимирская богоматерь» — икона византийского происхождения, а «Свенская богоматерь» своей архаичностью занимает особое место в древнерусской живописи. Говоря об изобразительном искусстве Киева, приходится ограничиваться мозаикой и фреской, но последние дают возможность точно охарактеризовать живопись в целом и ее колорит. Это живопись торжественная, представительная, впечатляющая своей парадностью. Грандиозность Оранты, золотые фоны изображений, четкость цветовых сопоставлений, звучность красок, также как грандиозность здания Софии Киевской с ее тринадцатью куполами, производят на зрителя торжественно-подавляющее, неизгладимое впечатление. Киев тогда считали «третьим Римом», и был он величествен подобно Риму, такой же величественной была его живопись, таким же велеречивым и торжественным был ее колорит.
21 апреля 2009
Искусство Новгорода
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 8155
Искусство Киева было величественным, торжественным; искусство Владимира — изысканным, утонченным. Иным было искусство Новгорода.
Тенденция к плоскостности, орнаментальности и декоративности проявилась в живописи Новгорода и в ее колорите. В новгородской живописи XIV— XV веков ярко выступила «звонкость» и «лучезарность» цвета. Для палитры новгородской живописи типично своеобразие и ограниченность основных локальных цветов.
Новгород не был захвачен татаро-монголами, и в ХШ веке новгородская живопись не прекращала своего развития. Большое место занимают в ней монументальные росписи. На паперти Софии Новгородской (1045 — 1050 годы) сохранился фрагмент с изображением головы св. Елены, выполненный в светлых красках с преобладанием голубой, розовой и белой. Роспись отличалась особой прозрачностью и цветовой лучезарностью (ныне заметно поблекшей). Имеются основания полагать, что эта роспись принадлежит новгородскому мастеру. К концу ХП века предопределились основные черты новгородской живописи, которые связаны с социальными сдвигами (30-е годы ХП века), вовлекшими в политическую жизнь ремесленные круги и приведшие к ограничению княжеской власти. Это новое можно наблюдать уже во фресках в Аркажах (1189), которые исполнены в свободной решительной технике, а краски образуют светлую гамму золотистых тонов. Они радостны, «солнечны».
21 апреля 2009
Икона «Устюжское Благовещение»
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7675
К новгородской станковой живописи ХП—X11I веков относится великолепно написанная икона «Устюжское Благовещение» из Юрьева монастыря (Государственная Третьяковская галерея). На золотом фоне выделяются две фигуры — архангела Гавриила и Марии. Голова и крылья архангела написаны в цвете натуральной сиены, пряди волос и оперение архангела обозначены графически золотыми прожилками. Хитон того же цвета натуральной сиены, с золотыми ассистами. Лик его слабо оттенен более темной коричневой краской, черты лица обозначены графически темноко-ричневым цветом. Лик Марии несколько темнее лика архангела, но того же цветового тона. Ее хитон — лазорево-синий, мафорий — вишневого цвета, складки мафория проработаны золотом.
21 апреля 2009
Культурный центр древней Руси
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7352
Во второй половине XIV века политическим и культурным центром древней Руси становится Московское княжество. Дмитрий Донской при поддержке других русских князей в 1380 году одержал в Куликовской битве блестящую победу, которая подняла авторитет Москвы и развеяла миф о непобедимости татаро-монгольских полчищ. Москва выступила с активной политикой объединения княжеств и освобождения Руси от ига. Положение Москвы на перекрестке торговых путей обусловило рост и укрепление ее экономики. Москва собирала русские земли и объединяла русскую культуру.
21 апреля 2009
Рублев и Даниил Черный
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 6883
В 1408 году Рублев с Даниилом Черным работал в Успенском соборе во Владимире. В легких цветах просвечивающими красками выполнил Рублев композицию «Страшного суда». Фигура «Трубящего ангела» из этой композиции особенно прозрачна в цвете. Колорит в изображении ангела «светится» так же, как звенигородские иконы.
Мы опять подходим к «Троице» — наиболее значительному произведению Рублева, созданному им без участия помощников и соавторов. Трудно найти исследователя, писавшего о древнерусском искусстве, который не уделил бы внимания «Троице». Н. А. Демина посвятила ей специальное исследование, А. Т. Ягодовская опубликовала отдельную брошюру.
21 апреля 2009
Эстетический идеал, сложившийся в конкретных исторических условиях
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 8987
Проследив на искусстве Древней Руси основные положения об эстетическом идеале, тесно связанном с эпохой, его породившей, мы можем продолжить эти примеры, обратившись к искусству других стран и других исторических периодов. Из этих примеров неизменно следует, что эстетический идеал, сложившийся в конкретных исторических условиях при конкретных общественных отношениях, неизменно определяет содержание и форму художественного произведения, а более узко — определяет характер живописи и ее колорит.
Это положение прекрасно подтверждает искусство Венеции эпохи Возрождения. Подчинив себе окрестные провинции, Венеция в начале XVI века превратилась в сильное и независимое государство-республику.
21 апреля 2009
Характер исполнения, манера или особенность поведения
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7167
Термин «стиль» иногда применяют для обозначения определенного характера исполнения, манеры или даже особенностей поведения, но в собственном смысле он определяет исторически сложившуюся, относительно устойчивую образную систему, обусловленную единством идейного содержания. Иногда в понятие стиля включают еще общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной формы. Однако стили, как правило, можно проследить в различных видах искусства. В каждом из них используются специфические средства данного вида художественного творчества. Не может быть общности средств и приемов, а тем более — общности внешних форм, скажем, у живописи и архитектуры. Стили охватывают все виды художественной практики, но особенно ярко проявляют себя в архитектуре и некоторых видах прикладного искусства: в мебели, фарфоре, фаянсе, гобеленах, костюме.
21 апреля 2009
Цвет всегда неразрывен с формой
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 4416
Цвет всегда неразрывен с формой. Здание научно-исследовательского института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского в Москве (1794 — 1807, бывший Староприемный дом, основанный гр. Н. П. Шереметевым, архитектор Е. Назаров, доработка Д. Кваренги) построено с явно выявленным центром, образованным полуциркульной колоннадой. Очень эффектно сопряжение двух разнонаправленных форм основного здания и колоннады. Благодаря светотени колоннада выглядит мощным цветовым пятном.
Для стиля барокко характерны декоративные, эффектные сочетания цветов, классицизм предпочитал однотонность. Архитектура барокко вписывалась в пейзаж, архитектура классицизма — противопоставлялась природе. Чисто белые, либо желтые с белым или серые с белым здания резко противоположны природному окружению.
21 апреля 2009
Горный институт, Публичная библиотека, Адмиралтейство, Биржа, Михайловский дворец, здание Генштаба
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 4461
Классицизм широко представлен в Ленинграде: Горный институт, Публичная библиотека, Адмиралтейство, Биржа, Михайловский дворец, здание Генштаба — это далеко не полный перечень ленинградских архитектурных памятников классицизма.
Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей, 1819—1825 годы, архитектор К. Росси) весьма показателен для понимания колорита, присущего интерьеру классицизма. Рассмотрим цветовое оформление центрального Белого зала. Колонны белого искусственного мрамора, орнаментальная золотая роспись плафона, золоченые бронзовые украшения мебели из карельской березы придают залу исключительную парадность, изысканную красоту, сдержанное благородство. В Михайловском дворце много мебели белого цвета с ажурным золоченым орнаментом. Касаясь мебели этого дворца, следует особо подчеркнуть ее «вписанность» в интерьер. В этом дворце ярко выражен принцип ансамбля. Каждый предмет мебели проектировался с учетом определенного места, где он должен находиться. Впрочем, органическая цельность ансамблевых решений характерна вообще для классицизма, и в этом немалая заслуга принадлежит колориту. Цветовая близость способствует взаимной со-подчиненности всех частей целому, их единству и родственности.
21 апреля 2009
Модерн в прикладном искусстве
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 4620
Модерн, со всеми присущими ему чертами, нашел свое отражение в прикладном искусстве. Его «пристрастию» к темным, порой неопределенным цветам, отвечает майолика, столь любимая в оформлении зданий. М. А. Врубелем создан ряд майоликовых скульптур. Одна из них, получившая название «Цыганка», полита темными, переливчатыми глазурями. Как в живописной вещи на ту же тему, так и в майоликовой скульптуре художник передает нечто таинственное, загадочное, даже жутковатое. Скрябинские ноты слышны в творчестве Врубеля: в его майолике, в его декоративных панно, в его станковых картинах. И эта таинственность и загадочность в первую очередь связаны с колоритом.
21 апреля 2009
Тициан. Св. Себастьян
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 4587