Цвет и колорит
Закономерности колорита
Методика акварельной техники
Наш опрос
Дизайн студии Белгорода
Печать на баннере
Рекламное агентство ИнбелруШирокоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Характер исполнения, манера или особенность поведения
21 апреля 2009
Характер исполнения, манера или особенность поведения
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7581
Термин «стиль» иногда применяют для обозначения определенного характера исполнения, манеры или даже особенностей поведения, но в собственном смысле он определяет исторически сложившуюся, относительно устойчивую образную систему, обусловленную единством идейного содержания. Иногда в понятие стиля включают еще общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной формы. Однако стили, как правило, можно проследить в различных видах искусства. В каждом из них используются специфические средства данного вида художественного творчества. Не может быть общности средств и приемов, а тем более — общности внешних форм, скажем, у живописи и архитектуры. Стили охватывают все виды художественной практики, но особенно ярко проявляют себя в архитектуре и некоторых видах прикладного искусства: в мебели, фарфоре, фаянсе, гобеленах, костюме.
В один и тот же исторический период художественные идеалы и образные системы различных социальных слоев общества различны, что лучше всего прослеживается на архитектурном материале.
Колорит в архитектуре отличен от колорита в живописи. Цвет архитектурной окраски или строительного (отделочного) материала более локален. Архитектура не изобразительна, и цвет в архитектуре не играет и не может играть изобразительную роль. Зато он играет конструктивную роль, выявляя конструктивные элементы. Цвет в архитектуре связан с реально существующими формами и освещением, и образуется он как за счет цветности поверхностей, так и за счет освещения. В средневековой архитектуре, особенно восточной, так же как и в живописи, цвет приобретает символический смысл. Бесспорно, символическое значение имели потоки цветного света, проникающие через витражи внутрь готических соборов. Символичен золотой цвет росписи внутреннего купола мазара Туркан-Ака (XV век) или комплекса Шахи-Зинда (XV век, Самарканд), где на синем фоне изображены золотые звезды.
Эмоциональное воздействие цвета в архитектуре связано не с изобразительным, а с функциональным содержанием. Как в живописи, так и в архитектуре, цвет не тождествен колориметрически определяемому. Но в восприятии архитектурных сооружений, как и скульптурных памятников участвует цвет, измененный воздействием освещения и окружающей цветовой среды.
Сопоставим несколько различных стилей. Прекрасный образец архитектуры русского барокко представляет собой Екатерининский дворец в городе Пушкине (бывшее Царское Село), перестроенный в 80-х годах XVIII столетия В. В. Растрелли. По свидетельству самого архитектора, трехсотметровый фасад сверкал золотом. Были позолочены лепные детали наличников, вазы и статуи балюстрады, капители колонн и пилястр. Стены фасада были окрашены «лазоревой» краской, колонны и пилястры оставались белыми. Более скромными в цвете, но такими же многоцветными были и другие сооружения Растрелли: бывший дом Строганова и Смольный монастырь в Ленинграде и Андреевская церковь в Киеве. Многоцветная окраска сооружений органично сочеталась с материалом и пластикой архитектурных форм. «Лазоревый» цвет Екатерининского дворца перекликался с цветом неба, вписывался в окружающий ландшафт, а округлые мягкие линии профилей сооружения вплетались в паутину ветвей деревьев парка. Грандиозность масштабов, напряженная цветность, парадность, величественность, безудержная роскошь — такова архитектура барокко.
Еще более наглядно выступают черты стиля в убранстве внутренних помещений дворца, в особенности его большого, тронного зала. Боковые стены зала сплошь прорезаны окнами, в простенках между окнами вставлены зеркала в рельефных, орнаментальных обрамлениях. Стены окрашены голубой краской, на потолке находился большой плафон с различными изображениями на фоне неба (в настоящее время дворец, за исключением этого плафона, восстановлен). Пространство зала беспредельно расширялось за счет отражений в зеркалах и голубой окраски стен (голубые цвета относятся к «отступающим», то есть кажущимся дальше своего фактического положения в пространстве). Плафон создавал иллюзию большей высоты, прорывая плоскость потолка ввысь. И без того огромный зал выглядел еще грандиознее. Такова была творческая задача, поставленная перед архитектором. Таков был социальный заказ: выразить в архитектурных формах богатство и могущество властителей феодально-крепостнической России. Стремление к пышности и грандиозности сказалось в размерах дворца и парка, в оформлении парадных помещений, в сверкающей позолоте, в богатейшей цветовой отделке.
Стиль барокко обусловил внешние черты архитектуры и ее внутреннее убранство, окружавшее русское дворянство в период его расцвета. Мы уже говорили о портрете Урсулы Мнишек работы Д. Г. Левицкого. Та же пышность, те же величественность и торжественность, тот же блеск красок, продиктованные тем же социальным заказом. Конечно, нельзя говорить об одинаковости колористической трактовки архитектурных сооружений и живописных произведений (средства у этих искусств разные), но внутреннее содержание, как видим, одинаково. Оно проявилось и в мебели, и в люстрах, и в костюме: всюду достоинство и солидность, всюду поражающий воображение блеск. А наряду с тем какая-то затейливость. Она усматривается в орнаментике, в маскаронах, в сверкании хрустальных люстр и шандалов, в усыпанных каменьями рукоятях шпаг, в украшениях женских причесок.
Иным было рококо, выражавшее культуру западноевропейской придворной аристократии середины XVIII века. Прихотливость и грациозность, изысканность и поверхностность образов, утонченность и декоративность — все это нашло отражение в живописи, архитектуре, прикладном искусстве и, конечно, в их колорите. Наиболее значительное развитие стиль рококо получил в прикладном искусстве (в мебели, фарфоре, гобеленах). В музыке он породил несложные по сюжету пьесы-миниатюры, основанные на грациозно-танцевальных ритмах с приятной мелодией и украшениями. Крупнейший представитель этого стиля — художник Франсуа Буше. Для большинства его живописных работ типичны нежные сочетания голубых и розовых тонов, манерность поз, изящество, декоративность, легкость содержания. Колорит Буше типичен и для французских тканей, гобеленов, одежды, фарфора первой половины XV11I века. Севрская фарфоровая королевская мануфактура особенно славилась своими красками: соломенно-желтой, цвета «неба после дождя», бирюзовой и бледно-розовой с золотистым оттенком.
Чтобы иллюстрировать связь колорита со стилем, можно было бы ограничиться приведенными примерами, они показательны и убедительны, но интересно сопоставить русское барокко с русским классицизмом конца XVIII — первой трети XIX века. Взамен изогнутым линиям барокко мы встречаем четкую прямолинейность, взамен многоцветий) — предельную цветовую сдержанность (но не бесцветность). Как было отмечено, архитектура связана с естественным освещением, то есть реально существующим в действительности. В живописи освещение воспроизводится, а в архитектуре оно существует, обогащая сооружения игрой светотени и рефлексов. В этом отношении показателен бывший дом Пашкова в Москве (1784—1786, архитектор В.И.Баженов, ныне — старое здание библиотеки имени В. И. Ленина). Все сооружение одноцветно-белое, но в любое время года, при любой погоде его белый цвет обогащен переливами оттенков, особенно разнообразных на каннелированных колоннах при летнем солнце.
В один и тот же исторический период художественные идеалы и образные системы различных социальных слоев общества различны, что лучше всего прослеживается на архитектурном материале.
Колорит в архитектуре отличен от колорита в живописи. Цвет архитектурной окраски или строительного (отделочного) материала более локален. Архитектура не изобразительна, и цвет в архитектуре не играет и не может играть изобразительную роль. Зато он играет конструктивную роль, выявляя конструктивные элементы. Цвет в архитектуре связан с реально существующими формами и освещением, и образуется он как за счет цветности поверхностей, так и за счет освещения. В средневековой архитектуре, особенно восточной, так же как и в живописи, цвет приобретает символический смысл. Бесспорно, символическое значение имели потоки цветного света, проникающие через витражи внутрь готических соборов. Символичен золотой цвет росписи внутреннего купола мазара Туркан-Ака (XV век) или комплекса Шахи-Зинда (XV век, Самарканд), где на синем фоне изображены золотые звезды.
Эмоциональное воздействие цвета в архитектуре связано не с изобразительным, а с функциональным содержанием. Как в живописи, так и в архитектуре, цвет не тождествен колориметрически определяемому. Но в восприятии архитектурных сооружений, как и скульптурных памятников участвует цвет, измененный воздействием освещения и окружающей цветовой среды.
Сопоставим несколько различных стилей. Прекрасный образец архитектуры русского барокко представляет собой Екатерининский дворец в городе Пушкине (бывшее Царское Село), перестроенный в 80-х годах XVIII столетия В. В. Растрелли. По свидетельству самого архитектора, трехсотметровый фасад сверкал золотом. Были позолочены лепные детали наличников, вазы и статуи балюстрады, капители колонн и пилястр. Стены фасада были окрашены «лазоревой» краской, колонны и пилястры оставались белыми. Более скромными в цвете, но такими же многоцветными были и другие сооружения Растрелли: бывший дом Строганова и Смольный монастырь в Ленинграде и Андреевская церковь в Киеве. Многоцветная окраска сооружений органично сочеталась с материалом и пластикой архитектурных форм. «Лазоревый» цвет Екатерининского дворца перекликался с цветом неба, вписывался в окружающий ландшафт, а округлые мягкие линии профилей сооружения вплетались в паутину ветвей деревьев парка. Грандиозность масштабов, напряженная цветность, парадность, величественность, безудержная роскошь — такова архитектура барокко.
Еще более наглядно выступают черты стиля в убранстве внутренних помещений дворца, в особенности его большого, тронного зала. Боковые стены зала сплошь прорезаны окнами, в простенках между окнами вставлены зеркала в рельефных, орнаментальных обрамлениях. Стены окрашены голубой краской, на потолке находился большой плафон с различными изображениями на фоне неба (в настоящее время дворец, за исключением этого плафона, восстановлен). Пространство зала беспредельно расширялось за счет отражений в зеркалах и голубой окраски стен (голубые цвета относятся к «отступающим», то есть кажущимся дальше своего фактического положения в пространстве). Плафон создавал иллюзию большей высоты, прорывая плоскость потолка ввысь. И без того огромный зал выглядел еще грандиознее. Такова была творческая задача, поставленная перед архитектором. Таков был социальный заказ: выразить в архитектурных формах богатство и могущество властителей феодально-крепостнической России. Стремление к пышности и грандиозности сказалось в размерах дворца и парка, в оформлении парадных помещений, в сверкающей позолоте, в богатейшей цветовой отделке.
Стиль барокко обусловил внешние черты архитектуры и ее внутреннее убранство, окружавшее русское дворянство в период его расцвета. Мы уже говорили о портрете Урсулы Мнишек работы Д. Г. Левицкого. Та же пышность, те же величественность и торжественность, тот же блеск красок, продиктованные тем же социальным заказом. Конечно, нельзя говорить об одинаковости колористической трактовки архитектурных сооружений и живописных произведений (средства у этих искусств разные), но внутреннее содержание, как видим, одинаково. Оно проявилось и в мебели, и в люстрах, и в костюме: всюду достоинство и солидность, всюду поражающий воображение блеск. А наряду с тем какая-то затейливость. Она усматривается в орнаментике, в маскаронах, в сверкании хрустальных люстр и шандалов, в усыпанных каменьями рукоятях шпаг, в украшениях женских причесок.
Иным было рококо, выражавшее культуру западноевропейской придворной аристократии середины XVIII века. Прихотливость и грациозность, изысканность и поверхностность образов, утонченность и декоративность — все это нашло отражение в живописи, архитектуре, прикладном искусстве и, конечно, в их колорите. Наиболее значительное развитие стиль рококо получил в прикладном искусстве (в мебели, фарфоре, гобеленах). В музыке он породил несложные по сюжету пьесы-миниатюры, основанные на грациозно-танцевальных ритмах с приятной мелодией и украшениями. Крупнейший представитель этого стиля — художник Франсуа Буше. Для большинства его живописных работ типичны нежные сочетания голубых и розовых тонов, манерность поз, изящество, декоративность, легкость содержания. Колорит Буше типичен и для французских тканей, гобеленов, одежды, фарфора первой половины XV11I века. Севрская фарфоровая королевская мануфактура особенно славилась своими красками: соломенно-желтой, цвета «неба после дождя», бирюзовой и бледно-розовой с золотистым оттенком.
Чтобы иллюстрировать связь колорита со стилем, можно было бы ограничиться приведенными примерами, они показательны и убедительны, но интересно сопоставить русское барокко с русским классицизмом конца XVIII — первой трети XIX века. Взамен изогнутым линиям барокко мы встречаем четкую прямолинейность, взамен многоцветий) — предельную цветовую сдержанность (но не бесцветность). Как было отмечено, архитектура связана с естественным освещением, то есть реально существующим в действительности. В живописи освещение воспроизводится, а в архитектуре оно существует, обогащая сооружения игрой светотени и рефлексов. В этом отношении показателен бывший дом Пашкова в Москве (1784—1786, архитектор В.И.Баженов, ныне — старое здание библиотеки имени В. И. Ленина). Все сооружение одноцветно-белое, но в любое время года, при любой погоде его белый цвет обогащен переливами оттенков, особенно разнообразных на каннелированных колоннах при летнем солнце.