Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
Искусство создания сайтов » Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Характер исполнения, ма­нера или особенность поведения

21 апреля 2009

Характер исполнения, ма­нера или особенность поведения

Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 5217

Термин «стиль» иногда применяют для обозна­чения определенного характера исполнения, ма­неры или даже особенностей поведения, но в собст­венном смысле он определяет исторически сложив­шуюся, относительно устойчивую образную систему, обусловленную единством идейного содержания. Иногда в понятие стиля включают еще общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной фор­мы. Однако стили, как правило, можно проследить в различных видах искусства. В каждом из них ис­пользуются специфические средства данного вида художественного творчества. Не может быть общ­ности средств и приемов, а тем более — общности внешних форм, скажем, у живописи и архитектуры. Стили охватывают все виды художественной прак­тики, но особенно ярко проявляют себя в архитек­туре и некоторых видах прикладного искусства: в мебели, фарфоре, фаянсе, гобеленах, костюме.
В один и тот же исторический период художест­венные идеалы и образные системы различных со­циальных слоев общества различны, что лучше всего прослеживается на архитектурном материале.
Колорит в архитектуре отличен от колорита в живописи. Цвет архитектурной окраски или стро­ительного (отделочного) материала более локален. Архитектура не изобразительна, и цвет в архитек­туре не играет и не может играть изобразительную роль. Зато он играет конструктивную роль, выявляя конструктивные элементы. Цвет в архитектуре свя­зан с реально существующими формами и освеще­нием, и образуется он как за счет цветности повер­хностей, так и за счет освещения. В средневековой архитектуре, особенно восточной, так же как и в живописи, цвет приобретает символический смысл. Бесспорно, символическое значение имели потоки цветного света, проникающие через витражи внутрь готических соборов. Символичен золотой цвет рос­писи внутреннего купола мазара Туркан-Ака (XV век) или комплекса Шахи-Зинда (XV век, Самар­канд), где на синем фоне изображены золотые звез­ды.
Эмоциональное воздействие цвета в архитектуре связано не с изобразительным, а с функциональным содержанием. Как в живописи, так и в архитектуре, цвет не тождествен колориметрически определяемо­му. Но в восприятии архитектурных сооружений, как и скульптурных памятников участвует цвет, измененный воздействием освещения и окружаю­щей цветовой среды.
Сопоставим несколько различных стилей. Пре­красный образец архитектуры русского барокко пред­ставляет собой Екатерининский дворец в городе Пушкине (бывшее Царское Село), перестроенный в 80-х годах  XVIII  столетия В. В.   Растрелли.   По свидетельству самого архитектора, трехсотметровый фасад сверкал золотом. Были позолочены лепные детали наличников, вазы и статуи балюстрады, ка­пители колонн и пилястр. Стены фасада были окра­шены «лазоревой» краской, колонны и пилястры оставались белыми. Более скромными в цвете, но такими же многоцветными были и другие сооруже­ния Растрелли: бывший дом Строганова и Смоль­ный монастырь в Ленинграде и Андреевская цер­ковь в Киеве. Многоцветная окраска сооружений органично сочеталась с материалом и пластикой архитектурных форм. «Лазоревый» цвет Екате­рининского дворца перекликался с цветом неба, вписывался в окружающий ландшафт, а округлые мягкие линии профилей сооружения вплетались в паутину ветвей деревьев парка. Грандиозность масштабов, напряженная цветность, парадность, величественность, безудержная роскошь — такова архитектура барокко.
Еще более наглядно выступают черты стиля в убранстве внутренних помещений дворца, в особен­ности его большого, тронного зала. Боковые стены зала сплошь прорезаны окнами, в простенках меж­ду окнами вставлены зеркала в рельефных, орна­ментальных обрамлениях. Стены окрашены голубой краской, на потолке находился большой плафон с различными изображениями на фоне неба (в настоя­щее время дворец, за исключением этого плафона, восстановлен). Пространство зала беспредельно рас­ширялось за счет отражений в зеркалах и голубой окраски стен (голубые цвета относятся к «отступа­ющим», то есть кажущимся дальше своего факти­ческого положения в пространстве). Плафон созда­вал иллюзию большей высоты, прорывая плоскость потолка ввысь. И без того огромный зал выглядел еще грандиознее. Такова была творческая задача,  поставленная перед архитектором. Таков был соци­альный заказ: выразить в архитектурных формах богатство и могущество властителей феодально-кре­постнической России. Стремление к пышности и грандиозности сказалось в размерах дворца и парка, в оформлении парадных помещений, в сверкающей позолоте, в богатейшей цветовой отделке.
Стиль барокко обусловил внешние черты архи­тектуры и ее внутреннее убранство, окружавшее русское дворянство в период его расцвета. Мы уже говорили о портрете Урсулы Мнишек работы Д. Г. Левицкого. Та же пышность, те же величест­венность и торжественность, тот же блеск красок, продиктованные тем же социальным заказом. Ко­нечно, нельзя говорить об одинаковости колористи­ческой трактовки архитектурных сооружений и жи­вописных произведений (средства у этих искусств разные), но внутреннее содержание, как видим, оди­наково. Оно проявилось и в мебели, и в люстрах, и в костюме: всюду достоинство и солидность, всю­ду поражающий воображение блеск. А наряду с тем какая-то затейливость. Она усматривается в ор­наментике, в маскаронах, в сверкании хрустальных люстр и шандалов, в усыпанных каменьями рукоя­тях шпаг, в украшениях женских причесок.
Иным было рококо, выражавшее культуру за­падноевропейской придворной аристократии середи­ны XVIII века. Прихотливость и грациозность, изы­сканность и поверхностность образов, утонченность и декоративность — все это нашло отражение в жи­вописи, архитектуре, прикладном искусстве и, ко­нечно, в их колорите. Наиболее значительное раз­витие стиль рококо получил в прикладном искусст­ве (в мебели, фарфоре, гобеленах). В музыке он породил несложные по сюжету пьесы-миниатюры, ос­нованные на грациозно-танцевальных ритмах с приятной мелодией и украшениями. Крупнейший пред­ставитель этого стиля — художник Франсуа Буше. Для большинства его живописных работ типичны нежные сочетания голубых и розовых тонов, манер­ность поз, изящество, декоративность, легкость со­держания. Колорит Буше типичен и для француз­ских тканей, гобеленов, одежды, фарфора первой половины XV11I века. Севрская фарфоровая коро­левская мануфактура особенно славилась своими красками: соломенно-желтой, цвета «неба после дождя», бирюзовой и бледно-розовой с золотистым оттенком.
Чтобы иллюстрировать связь колорита со стилем, можно было бы ограничиться приведенными при­мерами, они показательны и убедительны, но инте­ресно сопоставить русское барокко с русским клас­сицизмом конца XVIII — первой трети XIX века. Взамен изогнутым линиям барокко мы встречаем четкую прямолинейность, взамен многоцветий) — предельную цветовую сдержанность (но не бесцвет­ность). Как было отмечено, архитектура связана с естественным освещением, то есть реально сущест­вующим в действительности. В живописи освещение воспроизводится, а в архитектуре оно существует, обогащая сооружения игрой светотени и рефлексов. В этом отношении показателен бывший дом Пашко­ва в Москве (1784—1786, архитектор В.И.Баженов, ныне — старое здание библиотеки имени В. И. Ле­нина). Все сооружение одноцветно-белое, но в любое время года, при любой погоде его белый цвет обо­гащен переливами оттенков, особенно разнообраз­ных на каннелированных колоннах при летнем солнце.
 (голосов: 1)
Напечатать


rembrand.jpg

Популярные статьи

Сумеречное освещение
Сумеречное освещение

Бронзовые часы
Бронзовые часы

Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской
Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской

Карандашный контур
Карандашный контур  

Пасмурное освещение
Пасмурное освещение

Сезанн. Автопортрет
Сезанн. Автопортрет

Деталь деревянного сооружения в крупном масштабе
Деталь деревянного сооружения в   крупном масштабе

Приемы перспективного изображения
Приемы перспективного изображения

В. Серов. Портрет Генриэтты Гиршман
В. Серов. Портрет Генриэтты Гиршман

Инструменты и оборудование
Инструменты и оборудование

Календарь

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31