Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор

21 апреля 2009

Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор

Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7456

Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор. (XI век) внутри покрыт мозаика­ми и фресковыми росписями. Реалистическая тен­денция русского искусства ярко проявила себя в них. В церковные изображения включаются чисто светские сюжеты. На стенах башни с лестницей на хоры Софии Киевской изображены сцены охоты, танцующие скоморохи; в самом же храме помеще­ны портреты семьи Ярослава.
В центре интерьера Софийского собора, в его центральной апсиде и в примыкающем к ней про­странстве сосредоточена мозаика. Бе окружают фресковые росписи передней части центрального нефа и боковых пространств. Над алтарной преградой центрального нефа высится грандиозное изобра­жение Оранты, как бы парящей над всем внутрен­ним пространством собора. В образе Оранты моля­щимся виделась заступница, «стена», вечная покро­вительница. В Софийском соборе облик Оранты сосредоточенный, почти столь же строгий, что и Все­держителя, изображение которого расположено в центре купола. Золотые фоны мозаик придают этим образам звучание небесных видений и в то же вре­мя торжественной парадности. Цвета, в которых выполнена фигура богоматери, сильно контрастиру­ют с фоном и выделяют ее, она неумолимо предсто­ит перед взорами людей, приковывает их внимание и довлеет над ними. Цветовые сопоставления ясны и четки, что обеспечивает выразительность изобра­жения. Каждый из цветов композиции звучит как бы самостоятельно. Принцип колористического объ­единения цветов потоком света, пронизывающим все изображение, характерный для древнерусской живописи, проявит себя позднее (в XIV—XV веках), но в зародыше он уже заметен в киевских фресках и мозаиках XI века; мозаики лучезарны, от них исходят потоки цветного света. Этому способствует сам материал смальтовых кубиков, отражающих интенсивно окрашенный свет. Слепящее сияние ис­ходит от золотых фонов. Цвет в мозаичных карти­нах материальный, плотный, а очерченность эле­ментов изображений темными контурами усиливает выразительность каждого цветового пятна.
Фрески Софии колористически отличаются от мозаик не только иной техникой. Правда, о них труднее судить,— они в худшей сохранности и не все раскрыты, но общий стиль фресковых росписей подобен стилю мозаик (фронтальность фигур, силь­ное подчеркивание глаз, резкие очертания деталей). И колорит софийских фресок не менее богат, чем колорит мозаик: сине-голубые, светло-зеленые, зо­лотистые, сиреневые, теплые и холодные белые гар­монично сочетаются между собой. Однако в отли­чие от мозаик во всех фресковых изображениях проявляет себя четко выявленная тональность, ощу­щается «окрашенность» среды и состояние света. Колористическое единство композиций достигается в них через подчиненность всех цветов (в пределах каждой композиции) тональному состоянию и на­личием в каждом живописном произведении неко­торого среднего цветового оттенка, порою весьма сложно переходящего из одного в другой. Так в одной стороне фрески, получившей название «Ип­подром» (на стене башни с лестницей на хо­ры) главенствует зеленовато-голубой оттенок, а в другой — золотистый.
Второй великолепный памятник монументаль­ной живописи Киева XI века — это мозаики собора Михайловского монастыря (собор разобран, но часть мозаики снята со стен и сохранена). Стиль этих мозаик более линеарен, контуры фигур усилены, но образная трактовка шире, свободнее, жизненнее. Лица в ряде изображений наделены психологизмом. Михайловские мозаики были последним памятни­ком русской мозаичной живописи. Мелким феодаль­ным княжествам последующих времен оказалось не под силу украшать храмы столь дорогим спосо­бом. На Руси развивалась не мозаика, а фреска.
«Дмитрий Солунский» из мозаики Михайловско­го монастыря (Государственная Третьяковская галерея), почти полностью выложен ку­биками золотой смальты. Фигура почти статична, движение выражено слабо, жест рук застылый, пси­хологическая характеристика лица лишь намечена. Но при всем этом изображение воспринимается как портретное. Выкладывание фигуры теми же золоты­ми кубиками, что и фона, имеет свой смысл. Едва ли это можно объяснить желанием передать золо­той цвет одеяния, то есть предметным значением цвета. Скорее, здесь имеет место «смысловая» на­правленность цвета: благодаря тому, что вся кар­тинная плоскость в основном заполнена одними и теми же золотыми кубиками смальты, изображение воспринимается особо торжественно. Сравнительно небольшое участие смальты других цветов лишь дополняет и разнообразит колорит.
Михайловские мозаики представляют дальней­ший шаг в развитии колорита киевской монумен­тальной живописи. Это заметно как по мозаике, так и по фресковой живописи. Достаточно сравнить фрески Софийского собора с «Благовещением» из цикла Михайловских фресок, чтобы заметить такое же изменение колорита, как и в мозаике — движе­ние к большей просветленности и к ослаблению ви­зантийской традиционности.
Отрезок времени между созданием живописных комплексов Софийского собора и церкви Михайловского монастыря невелик. Но в искусстве за это время наметились определенные сдвиги. Русь стре­милась к политической и культурной независимости от Византии. Вполне естественна и закономерна при этом постепенная и все возрастающая творческая самостоятельность.
 (голосов: 2)
Напечатать


gogen.jpg

Популярные статьи

Ренуар. Портрет Жанны Самари
Ренуар. Портрет Жанны Самари

Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка
Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка

В. Серов. Одиссей и Навзикая (темпера)
В. Серов. Одиссей и Навзикая (темпера)

Корпусные краски
Корпусные краски

Соединение туши с голубой краской
Рис. 37. Соединение туши с голубой краской. Тушь применяется как теплая краска. На­ряду с тем, что  ...

Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей
Рис. 52. Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей. Ко­лорит тако ...

Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал»
Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал»

Начальная стадия передачи солнечного освещения
Многоцветная моделировка в архитектурном чертеже

План помещения с рисунком паркетного пола
План помещения с рисунком паркетного  пола

План помещения с рисунком керамического пола
Рис. 71. План помещения с рисунком керамического пола. Чертеж показывает по стадиям работы приемы ак ...

Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30