Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор

Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор


Ценнейший памятник культуры древнего Киева Софийский собор. (XI век) внутри покрыт мозаика­ми и фресковыми росписями. Реалистическая тен­денция русского искусства ярко проявила себя в них. В церковные изображения включаются чисто светские сюжеты. На стенах башни с лестницей на хоры Софии Киевской изображены сцены охоты, танцующие скоморохи; в самом же храме помеще­ны портреты семьи Ярослава.
В центре интерьера Софийского собора, в его центральной апсиде и в примыкающем к ней про­странстве сосредоточена мозаика. Бе окружают фресковые росписи передней части центрального нефа и боковых пространств. Над алтарной преградой центрального нефа высится грандиозное изобра­жение Оранты, как бы парящей над всем внутрен­ним пространством собора. В образе Оранты моля­щимся виделась заступница, «стена», вечная покро­вительница. В Софийском соборе облик Оранты сосредоточенный, почти столь же строгий, что и Все­держителя, изображение которого расположено в центре купола. Золотые фоны мозаик придают этим образам звучание небесных видений и в то же вре­мя торжественной парадности. Цвета, в которых выполнена фигура богоматери, сильно контрастиру­ют с фоном и выделяют ее, она неумолимо предсто­ит перед взорами людей, приковывает их внимание и довлеет над ними. Цветовые сопоставления ясны и четки, что обеспечивает выразительность изобра­жения. Каждый из цветов композиции звучит как бы самостоятельно. Принцип колористического объ­единения цветов потоком света, пронизывающим все изображение, характерный для древнерусской живописи, проявит себя позднее (в XIV—XV веках), но в зародыше он уже заметен в киевских фресках и мозаиках XI века; мозаики лучезарны, от них исходят потоки цветного света. Этому способствует сам материал смальтовых кубиков, отражающих интенсивно окрашенный свет. Слепящее сияние ис­ходит от золотых фонов. Цвет в мозаичных карти­нах материальный, плотный, а очерченность эле­ментов изображений темными контурами усиливает выразительность каждого цветового пятна.
Фрески Софии колористически отличаются от мозаик не только иной техникой. Правда, о них труднее судить,— они в худшей сохранности и не все раскрыты, но общий стиль фресковых росписей подобен стилю мозаик (фронтальность фигур, силь­ное подчеркивание глаз, резкие очертания деталей). И колорит софийских фресок не менее богат, чем колорит мозаик: сине-голубые, светло-зеленые, зо­лотистые, сиреневые, теплые и холодные белые гар­монично сочетаются между собой. Однако в отли­чие от мозаик во всех фресковых изображениях проявляет себя четко выявленная тональность, ощу­щается «окрашенность» среды и состояние света. Колористическое единство композиций достигается в них через подчиненность всех цветов (в пределах каждой композиции) тональному состоянию и на­личием в каждом живописном произведении неко­торого среднего цветового оттенка, порою весьма сложно переходящего из одного в другой. Так в одной стороне фрески, получившей название «Ип­подром» (на стене башни с лестницей на хо­ры) главенствует зеленовато-голубой оттенок, а в другой — золотистый.
Второй великолепный памятник монументаль­ной живописи Киева XI века — это мозаики собора Михайловского монастыря (собор разобран, но часть мозаики снята со стен и сохранена). Стиль этих мозаик более линеарен, контуры фигур усилены, но образная трактовка шире, свободнее, жизненнее. Лица в ряде изображений наделены психологизмом. Михайловские мозаики были последним памятни­ком русской мозаичной живописи. Мелким феодаль­ным княжествам последующих времен оказалось не под силу украшать храмы столь дорогим спосо­бом. На Руси развивалась не мозаика, а фреска.
«Дмитрий Солунский» из мозаики Михайловско­го монастыря (Государственная Третьяковская галерея), почти полностью выложен ку­биками золотой смальты. Фигура почти статична, движение выражено слабо, жест рук застылый, пси­хологическая характеристика лица лишь намечена. Но при всем этом изображение воспринимается как портретное. Выкладывание фигуры теми же золоты­ми кубиками, что и фона, имеет свой смысл. Едва ли это можно объяснить желанием передать золо­той цвет одеяния, то есть предметным значением цвета. Скорее, здесь имеет место «смысловая» на­правленность цвета: благодаря тому, что вся кар­тинная плоскость в основном заполнена одними и теми же золотыми кубиками смальты, изображение воспринимается особо торжественно. Сравнительно небольшое участие смальты других цветов лишь дополняет и разнообразит колорит.
Михайловские мозаики представляют дальней­ший шаг в развитии колорита киевской монумен­тальной живописи. Это заметно как по мозаике, так и по фресковой живописи. Достаточно сравнить фрески Софийского собора с «Благовещением» из цикла Михайловских фресок, чтобы заметить такое же изменение колорита, как и в мозаике — движе­ние к большей просветленности и к ослаблению ви­зантийской традиционности.
Отрезок времени между созданием живописных комплексов Софийского собора и церкви Михайловского монастыря невелик. Но в искусстве за это время наметились определенные сдвиги. Русь стре­милась к политической и культурной независимости от Византии. Вполне естественна и закономерна при этом постепенная и все возрастающая творческая самостоятельность.