Цвет и колорит
Закономерности колорита
Методика акварельной техники
Наш опрос
Дизайн студии Белгорода
Печать на баннере
Рекламное агентство ИнбелруШирокоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Станковая живопись
21 апреля 2009
Станковая живопись
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7841
О станковой живописи Киева не приходится судить, — она не дошла до нашего времени. «Владимирская богоматерь» — икона византийского происхождения, а «Свенская богоматерь» своей архаичностью занимает особое место в древнерусской живописи. Говоря об изобразительном искусстве Киева, приходится ограничиваться мозаикой и фреской, но последние дают возможность точно охарактеризовать живопись в целом и ее колорит. Это живопись торжественная, представительная, впечатляющая своей парадностью. Грандиозность Оранты, золотые фоны изображений, четкость цветовых сопоставлений, звучность красок, также как грандиозность здания Софии Киевской с ее тринадцатью куполами, производят на зрителя торжественно-подавляющее, неизгладимое впечатление. Киев тогда считали «третьим Римом», и был он величествен подобно Риму, такой же величественной была его живопись, таким же велеречивым и торжественным был ее колорит.
С конца XI века Киевское государство начало распадаться. Возрастали и возвышались другие княжества, развивались производительные силы на местах, активизировались городские народные массы. Все это сыграло решающую роль в культурном развитии Руси XII века. Новые центры стремились к самостоятельности. Но постепенно разрозненные очаги все более замыкались в рамки своих узких интересов. Процесс образования местных культур был связан (что вполне естественно) со
значительным влиянием многовековой народной культуры. В каждом новом очаге складывалась своя своеобразная культура, со своими особенными чертами, сказывавшимися и в архитектуре, и в живописи.
Вторым центром после Киева становится Росто-во-Суздальский край. Здесь складывается великорусская народность. В тяжелых хозяйственных и природных условиях, в постоянной борьбе с татаро-монголами вырабатывается характер великоросса. Здесь, в этом крае, образуется Владимиро-Суздаль-ское княжество. При княжении Андрея Боголюбско-го город Владимир обстраивается, возводятся такие прославленные архитектурные сооружения как Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, а несколько позднее, уже при Всеволоде Большое Гнездо — Дмитриевский собор.
Наружные стены владимирских соборов (Успенского, Дмитриевского) и церкви на Нерли покрывают скульптурные рельефы. В них языческие мотивы переплетаются с христианскими. Внутренние их стены были украшены росписями. Хотя культура края многим обязана Киевской Руси, но в архитектуре и ее декоре звучит иная, новая черта; на смену киевской представительности приходит изящество, узорчатость, изысканность. Владимиро-суздаль-ское искусство в тоже время лишено всего внешнего. Оно человечно, гуманно, музыкально, отвечает высокому вкусу.
Новизна искусства Владимира и Суздаля порождена новой почвой, на которой оно выросло. Следует здесь отметить, что участие русских мастеров в создании художественных произведений приобретает больший удельный вес, чем это имело место в Киеве, что предопределяет усиление народного характера искусства.
Чтобы убедиться в этом, следует сравнить роспись южного склона большого свода Дмитриевского собора, исполненную византийским мастером, с росписью северного склона того же большого свода, исполненного, очевидно, русскими мастерами.
Лики ангелов южного склона более тонко прорисованы, ангелы северного склона написаны более непосредственно, без напряженного психологизма, свойственного византийскому искусству. В русском исполнении овал лиц утрачивает утонченную заостренность, становится более округлым, трактовка утяжеляется, греческий тип вытесняется славянским. Нежные краски у византийского мастера образуют мягкую цветовую гамму. В одеяниях использованы переливы зеленых, фиолетовых и других оттенков. У русских мастеров меньше мастерства, но больше живого ощущения, больше земного, жизненного.
Своеобразие владимиро-суздальской станковой живописи может быть прослежено по нескольким иконам. От этой живописной школы до нашего времени дошло мало памятников, но дошедший фактический материал дает возможность представить особенности владимиро-суздальских писем.
Примечательный пример — изображение Дмитрия Солунского (конец XII века, Государственная Третьяковская галерея). В этой композиции все построение подчинено орнаментальному ритму. Одежды Дмитрия, его трон, подушки изукрашены узорами, отделками, складки одежд орнаментальны. Декоративен и многоцветен колорит: светлые и темные зеленые, яркий киноварно-красный, темный синий и разнообразные коричневые сочетаются с золотистыми. Изображение воспринимается портретно и реально убедительно. В нем выражено движение, но нет порыва, аффекта. Узорчатость, орнаментальная ритмичность и декоративность колорита, оптимистическое звучание красок — таковы черты произведения, присущие не только «Дмитрию Солунскому», но и всей живописной культуре края. Колорит этой живописи не слепит глаз, не поражает воображение, но очаровывает своей содержательностью.
С конца XI века Киевское государство начало распадаться. Возрастали и возвышались другие княжества, развивались производительные силы на местах, активизировались городские народные массы. Все это сыграло решающую роль в культурном развитии Руси XII века. Новые центры стремились к самостоятельности. Но постепенно разрозненные очаги все более замыкались в рамки своих узких интересов. Процесс образования местных культур был связан (что вполне естественно) со
значительным влиянием многовековой народной культуры. В каждом новом очаге складывалась своя своеобразная культура, со своими особенными чертами, сказывавшимися и в архитектуре, и в живописи.
Вторым центром после Киева становится Росто-во-Суздальский край. Здесь складывается великорусская народность. В тяжелых хозяйственных и природных условиях, в постоянной борьбе с татаро-монголами вырабатывается характер великоросса. Здесь, в этом крае, образуется Владимиро-Суздаль-ское княжество. При княжении Андрея Боголюбско-го город Владимир обстраивается, возводятся такие прославленные архитектурные сооружения как Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, а несколько позднее, уже при Всеволоде Большое Гнездо — Дмитриевский собор.
Наружные стены владимирских соборов (Успенского, Дмитриевского) и церкви на Нерли покрывают скульптурные рельефы. В них языческие мотивы переплетаются с христианскими. Внутренние их стены были украшены росписями. Хотя культура края многим обязана Киевской Руси, но в архитектуре и ее декоре звучит иная, новая черта; на смену киевской представительности приходит изящество, узорчатость, изысканность. Владимиро-суздаль-ское искусство в тоже время лишено всего внешнего. Оно человечно, гуманно, музыкально, отвечает высокому вкусу.
Новизна искусства Владимира и Суздаля порождена новой почвой, на которой оно выросло. Следует здесь отметить, что участие русских мастеров в создании художественных произведений приобретает больший удельный вес, чем это имело место в Киеве, что предопределяет усиление народного характера искусства.
Чтобы убедиться в этом, следует сравнить роспись южного склона большого свода Дмитриевского собора, исполненную византийским мастером, с росписью северного склона того же большого свода, исполненного, очевидно, русскими мастерами.
Лики ангелов южного склона более тонко прорисованы, ангелы северного склона написаны более непосредственно, без напряженного психологизма, свойственного византийскому искусству. В русском исполнении овал лиц утрачивает утонченную заостренность, становится более округлым, трактовка утяжеляется, греческий тип вытесняется славянским. Нежные краски у византийского мастера образуют мягкую цветовую гамму. В одеяниях использованы переливы зеленых, фиолетовых и других оттенков. У русских мастеров меньше мастерства, но больше живого ощущения, больше земного, жизненного.
Своеобразие владимиро-суздальской станковой живописи может быть прослежено по нескольким иконам. От этой живописной школы до нашего времени дошло мало памятников, но дошедший фактический материал дает возможность представить особенности владимиро-суздальских писем.
Примечательный пример — изображение Дмитрия Солунского (конец XII века, Государственная Третьяковская галерея). В этой композиции все построение подчинено орнаментальному ритму. Одежды Дмитрия, его трон, подушки изукрашены узорами, отделками, складки одежд орнаментальны. Декоративен и многоцветен колорит: светлые и темные зеленые, яркий киноварно-красный, темный синий и разнообразные коричневые сочетаются с золотистыми. Изображение воспринимается портретно и реально убедительно. В нем выражено движение, но нет порыва, аффекта. Узорчатость, орнаментальная ритмичность и декоративность колорита, оптимистическое звучание красок — таковы черты произведения, присущие не только «Дмитрию Солунскому», но и всей живописной культуре края. Колорит этой живописи не слепит глаз, не поражает воображение, но очаровывает своей содержательностью.