Цвет и колорит
Закономерности колорита
когда можно рассадить лилииМетодика акварельной техники
Наш опрос
Дизайн студии Белгорода
Печать на баннере
Рекламное агентство ИнбелруШирокоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Искусство Новгорода
21 апреля 2009
Искусство Новгорода
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 8540
Искусство Киева было величественным, торжественным; искусство Владимира — изысканным, утонченным. Иным было искусство Новгорода.
Тенденция к плоскостности, орнаментальности и декоративности проявилась в живописи Новгорода и в ее колорите. В новгородской живописи XIV— XV веков ярко выступила «звонкость» и «лучезарность» цвета. Для палитры новгородской живописи типично своеобразие и ограниченность основных локальных цветов.
Новгород не был захвачен татаро-монголами, и в ХШ веке новгородская живопись не прекращала своего развития. Большое место занимают в ней монументальные росписи. На паперти Софии Новгородской (1045 — 1050 годы) сохранился фрагмент с изображением головы св. Елены, выполненный в светлых красках с преобладанием голубой, розовой и белой. Роспись отличалась особой прозрачностью и цветовой лучезарностью (ныне заметно поблекшей). Имеются основания полагать, что эта роспись принадлежит новгородскому мастеру. К концу ХП века предопределились основные черты новгородской живописи, которые связаны с социальными сдвигами (30-е годы ХП века), вовлекшими в политическую жизнь ремесленные круги и приведшие к ограничению княжеской власти. Это новое можно наблюдать уже во фресках в Аркажах (1189), которые исполнены в свободной решительной технике, а краски образуют светлую гамму золотистых тонов. Они радостны, «солнечны».
В станковой живописи Новгорода нередки кино-варно-красные или сверкающе-светлые фоны; интенсивность цветов вторых планов иной раз превышает интенсивность цветов первых планов.
Крупнейшим памятником новгородской монументальной живописи были росписи церкви Спаса Нередицы (1199, близ Новгорода), разрушенной в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками. Церковь ныне реконструирована, но фрески погибли. Эти фрески отличались монументальностью, строгостью и даже суровостью стиля. В них ясно чувствовалась та особая самостоятельность, которая исключала всякое византийское влияние. Образцы нередицкой росписи, несмотря на свою суровость, очень «земные», написаны с глубокой реалистической убедительностью. Принцип композиционного расположения изображений по поверхности стен церкви диаметрально противоположен византийскому. Изображения сплошь покрывали стены, без строгого византийского распорядка. В бездонно глубокой синеве неба парили фигуры, смотрящие на молящегося человека. Композиции была чужда симметрия. Техника письма свободная. Среди красок преобладали красновато-коричневые, желтые, синие голубоватого оттенка, зеленые и белые. Цветовая гамма была несколько пестрой. В сочных и разнообразных тонах были написаны многие женские фигуры. Но разнообразные цвета объединяла синева фона. Она не растворяла фигуры, не поглощала их очертания, наоборот, выявляла их. Колористическая система росписей Нередицы не противоречила тому, что говорилось об единой тональности.
Живопись во второй половине века усложнилась по композиции, стала более глубинной, активнее включился пейзаж, краски приобрели большую декоративность. Объяснение этому факту можно видеть в том, что в связи с вовлечением широких масс новгородских людей в общественно-политическую жизнь, церкви начали строиться на средства купцов и ремесленников. Каждый конец, каждая улица, а то и отдельный богатый человек строили церковь. Развитие искусства продолжалось, накапливался художественный опыт, обогащался художественный вкус.
В 70-х годах XIV века в Новгород приехал крупнейший мастер из Византии — Феофан Грек.
Феофан привез на Русь художественные традиции Византии, еще связанные с «палеологовским Ренессансом» («палеологовский стиль» проник в Новгород еще до Феофана). Но на Руси была иная культура, выросшая на другой почве и на другой идейной основе. Блистательные работы Феофана стояли в Новгороде особняком (хотя в новгородской живописи имели место подражания Феофану Греку). Феофан воссоздавал образы строгих судей человеческого греховного рода. Его предельно выразительные фрески впечатляют, запоминаются и устрашают всемогущей силой надземного мира, тем же целям служит и колорит его фресок, решенный с виртуозностью крупного мастера. Колористическая система феофановских новгородских росписей отлична от собственно новгородских. Его фрески в церкви Спаса Преображения (1378) выдержаны в темных коричневых цветах с резко выделяющимися белильными штрихами, моделирующими формы.
Весьма интересны были фрески церкви на Воло-товом поле (XIV век, церковь полностью уничтожена фашистскими захватчиками). Эти фрески представляли то направление, которое питалось народными источниками.
Самыми примечательными среди волотовского фрескового цикла были изображения «Воскресения», «Преображения» и «Ангела со сферой». Колорит «Ангела со сферой», основанный на переливах коричневато-золотистых, фиолетовых, вишневых, бирюзовых, зеленовато-желтых, бледно-зеленых оттенков, сливался в единое созвучие радостного, просветленного мира.
В росписях церкви Спаса на Ковалеве (1380) сказались связи русской культуры с южно-славянской (ковалевская церковь разрушена в период Великой Отечественной войны). Цвета этих росписей были светлые, насыщенные, колорит их несколько пестрый, лишенный гармоничности. Красно-коричневые, желтые, оранжевые, зеленые, голубые, фиолетовые и белые краски составляли его основу. Роспись была выполнена не одним мастером, а, возможно, тремя. Колорит изображений, написанный одним из них, отличался прозрачностью и легкостью красок.
Тенденция к плоскостности, орнаментальности и декоративности проявилась в живописи Новгорода и в ее колорите. В новгородской живописи XIV— XV веков ярко выступила «звонкость» и «лучезарность» цвета. Для палитры новгородской живописи типично своеобразие и ограниченность основных локальных цветов.
Новгород не был захвачен татаро-монголами, и в ХШ веке новгородская живопись не прекращала своего развития. Большое место занимают в ней монументальные росписи. На паперти Софии Новгородской (1045 — 1050 годы) сохранился фрагмент с изображением головы св. Елены, выполненный в светлых красках с преобладанием голубой, розовой и белой. Роспись отличалась особой прозрачностью и цветовой лучезарностью (ныне заметно поблекшей). Имеются основания полагать, что эта роспись принадлежит новгородскому мастеру. К концу ХП века предопределились основные черты новгородской живописи, которые связаны с социальными сдвигами (30-е годы ХП века), вовлекшими в политическую жизнь ремесленные круги и приведшие к ограничению княжеской власти. Это новое можно наблюдать уже во фресках в Аркажах (1189), которые исполнены в свободной решительной технике, а краски образуют светлую гамму золотистых тонов. Они радостны, «солнечны».
В станковой живописи Новгорода нередки кино-варно-красные или сверкающе-светлые фоны; интенсивность цветов вторых планов иной раз превышает интенсивность цветов первых планов.
Крупнейшим памятником новгородской монументальной живописи были росписи церкви Спаса Нередицы (1199, близ Новгорода), разрушенной в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками. Церковь ныне реконструирована, но фрески погибли. Эти фрески отличались монументальностью, строгостью и даже суровостью стиля. В них ясно чувствовалась та особая самостоятельность, которая исключала всякое византийское влияние. Образцы нередицкой росписи, несмотря на свою суровость, очень «земные», написаны с глубокой реалистической убедительностью. Принцип композиционного расположения изображений по поверхности стен церкви диаметрально противоположен византийскому. Изображения сплошь покрывали стены, без строгого византийского распорядка. В бездонно глубокой синеве неба парили фигуры, смотрящие на молящегося человека. Композиции была чужда симметрия. Техника письма свободная. Среди красок преобладали красновато-коричневые, желтые, синие голубоватого оттенка, зеленые и белые. Цветовая гамма была несколько пестрой. В сочных и разнообразных тонах были написаны многие женские фигуры. Но разнообразные цвета объединяла синева фона. Она не растворяла фигуры, не поглощала их очертания, наоборот, выявляла их. Колористическая система росписей Нередицы не противоречила тому, что говорилось об единой тональности.
Живопись во второй половине века усложнилась по композиции, стала более глубинной, активнее включился пейзаж, краски приобрели большую декоративность. Объяснение этому факту можно видеть в том, что в связи с вовлечением широких масс новгородских людей в общественно-политическую жизнь, церкви начали строиться на средства купцов и ремесленников. Каждый конец, каждая улица, а то и отдельный богатый человек строили церковь. Развитие искусства продолжалось, накапливался художественный опыт, обогащался художественный вкус.
В 70-х годах XIV века в Новгород приехал крупнейший мастер из Византии — Феофан Грек.
Феофан привез на Русь художественные традиции Византии, еще связанные с «палеологовским Ренессансом» («палеологовский стиль» проник в Новгород еще до Феофана). Но на Руси была иная культура, выросшая на другой почве и на другой идейной основе. Блистательные работы Феофана стояли в Новгороде особняком (хотя в новгородской живописи имели место подражания Феофану Греку). Феофан воссоздавал образы строгих судей человеческого греховного рода. Его предельно выразительные фрески впечатляют, запоминаются и устрашают всемогущей силой надземного мира, тем же целям служит и колорит его фресок, решенный с виртуозностью крупного мастера. Колористическая система феофановских новгородских росписей отлична от собственно новгородских. Его фрески в церкви Спаса Преображения (1378) выдержаны в темных коричневых цветах с резко выделяющимися белильными штрихами, моделирующими формы.
Весьма интересны были фрески церкви на Воло-товом поле (XIV век, церковь полностью уничтожена фашистскими захватчиками). Эти фрески представляли то направление, которое питалось народными источниками.
Самыми примечательными среди волотовского фрескового цикла были изображения «Воскресения», «Преображения» и «Ангела со сферой». Колорит «Ангела со сферой», основанный на переливах коричневато-золотистых, фиолетовых, вишневых, бирюзовых, зеленовато-желтых, бледно-зеленых оттенков, сливался в единое созвучие радостного, просветленного мира.
В росписях церкви Спаса на Ковалеве (1380) сказались связи русской культуры с южно-славянской (ковалевская церковь разрушена в период Великой Отечественной войны). Цвета этих росписей были светлые, насыщенные, колорит их несколько пестрый, лишенный гармоничности. Красно-коричневые, желтые, оранжевые, зеленые, голубые, фиолетовые и белые краски составляли его основу. Роспись была выполнена не одним мастером, а, возможно, тремя. Колорит изображений, написанный одним из них, отличался прозрачностью и легкостью красок.