Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
Искусство создания сайтов » Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Искусство Новгорода

21 апреля 2009

Искусство Новгорода

Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 6137

Искусство Киева было величественным, торже­ственным; искусство Владимира — изысканным, утонченным. Иным было искусство Новгорода.
Тенденция к плоскостности, орнаментальности и декоративности проявилась в живописи Новгорода и в ее колорите. В новгородской живописи XIV— XV веков ярко выступила «звонкость» и «лучезар­ность» цвета. Для палитры новгородской живописи типично своеобразие и ограниченность основных локальных цветов.
Новгород не был захвачен татаро-монголами, и в ХШ веке новгородская живопись не прекращала своего развития. Большое место занимают в ней монументальные росписи. На паперти Софии Нов­городской (1045 — 1050 годы) сохранился фрагмент с изображением головы св. Елены, выполнен­ный в светлых красках с преобладанием голубой, розовой и белой. Роспись отличалась особой про­зрачностью и цветовой лучезарностью (ныне замет­но поблекшей). Имеются основания полагать, что эта роспись принадлежит новгородскому мастеру. К концу ХП века предопределились основные черты новгородской живописи, которые связаны с социаль­ными сдвигами (30-е годы ХП века), вовлекшими в политическую жизнь ремесленные круги и при­ведшие к ограничению княжеской власти. Это но­вое можно наблюдать уже во фресках в Аркажах (1189), которые исполнены в свободной решитель­ной технике, а краски образуют светлую гамму зо­лотистых тонов. Они радостны,  «солнечны».
В станковой живописи Новгорода нередки кино-варно-красные или сверкающе-светлые фоны; ин­тенсивность цветов вторых планов иной раз превы­шает интенсивность цветов первых планов.
Крупнейшим памятником новгородской мону­ментальной живописи были росписи церкви Спаса Нередицы (1199, близ Новгорода), разрушенной в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками. Церковь ныне реконструирована, но фрески погибли. Эти фрески отличались монумен­тальностью, строгостью и даже суровостью стиля. В них ясно чувствовалась та особая самостоятель­ность, которая исключала всякое византийское влия­ние. Образцы нередицкой росписи, несмотря на свою суровость, очень «земные», написаны с глубокой реа­листической убедительностью. Принцип композици­онного расположения изображений по поверхности стен церкви диаметрально противоположен визан­тийскому. Изображения сплошь покрывали стены, без строгого византийского распорядка. В бездонно глубокой синеве неба парили фигуры, смотрящие на молящегося человека. Композиции была чужда симметрия. Техника письма свободная. Среди кра­сок преобладали красновато-коричневые, желтые, синие голубоватого оттенка, зеленые и белые. Цве­товая гамма была несколько пестрой. В сочных и разнообразных тонах были написаны многие жен­ские фигуры. Но разнообразные цвета объединяла синева фона. Она не растворяла фигуры, не погло­щала их очертания, наоборот, выявляла их. Коло­ристическая система росписей Нередицы не проти­воречила тому, что говорилось об единой тональ­ности.
Живопись во второй половине века усложнилась по композиции, стала более глубинной, активнее включился   пейзаж,   краски   приобрели    большую декоративность. Объяснение этому факту можно ви­деть в том, что в связи с вовлечением широких масс новгородских людей в общественно-политическую жизнь, церкви начали строиться на средства куп­цов и ремесленников. Каждый конец, каждая ули­ца, а то и отдельный богатый человек строили церковь. Развитие искусства продолжалось, накап­ливался художественный опыт, обогащался худо­жественный вкус.
В 70-х годах XIV века в Новгород приехал круп­нейший мастер из Византии — Феофан Грек.
Феофан привез на Русь художественные тради­ции Византии, еще связанные с «палеологовским Ренессансом» («палеологовский стиль» проник в Новгород еще до Феофана). Но на Руси была иная культура, выросшая на другой почве и на другой идейной основе. Блистательные работы Феофана стояли в Новгороде особняком (хотя в новгородской живописи имели место подражания Феофану Гре­ку). Феофан воссоздавал образы строгих судей че­ловеческого греховного рода. Его предельно выра­зительные фрески впечатляют, запоминаются и устрашают всемогущей силой надземного мира, тем же целям служит и колорит его фресок, решенный с виртуозностью крупного мастера. Колористичес­кая система феофановских новгородских роспи­сей отлична от собственно новгородских. Его фрески в церкви Спаса Преображения (1378) выдержаны в темных коричневых цветах с резко выделяющимися белильными штрихами, моде­лирующими формы.
Весьма интересны были фрески церкви на Воло-товом поле (XIV век, церковь полностью уничтоже­на фашистскими захватчиками). Эти фрески пред­ставляли то направление, которое питалось народ­ными источниками.
Самыми примечательными среди волотовского фрескового цикла были изображения «Воскресе­ния», «Преображения» и «Ангела со сферой». Ко­лорит «Ангела со сферой», основанный на перели­вах коричневато-золотистых, фиолетовых, вишне­вых, бирюзовых, зеленовато-желтых, бледно-зеленых оттенков, сливался в единое созвучие радостного, просветленного мира.
В росписях церкви Спаса на Ковалеве (1380) сказались связи русской культуры с южно-славянс­кой (ковалевская церковь разрушена в период Великой Отечественной войны). Цвета этих роспи­сей были светлые, насыщенные, колорит их нес­колько пестрый, лишенный гармоничности. Крас­но-коричневые, желтые, оранжевые, зеленые, голу­бые, фиолетовые и белые краски составляли его основу. Роспись была выполнена не одним масте­ром, а, возможно, тремя. Колорит изображений, написанный одним из них, отличался прозрачно­стью и легкостью красок.
 (голосов: 1)
Напечатать


serov.jpg

Популярные статьи

Сумеречное освещение
Сумеречное освещение

Бронзовые часы
Бронзовые часы

Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской
Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской

Карандашный контур
Карандашный контур  

Пасмурное освещение
Пасмурное освещение

Сезанн. Автопортрет
Сезанн. Автопортрет

Деталь деревянного сооружения в крупном масштабе
Деталь деревянного сооружения в   крупном масштабе

Приемы перспективного изображения
Приемы перспективного изображения

В. Серов. Портрет Генриэтты Гиршман
В. Серов. Портрет Генриэтты Гиршман

Деревянная архитектура при пасмурном освещении
Деревянная архитектура при пасмурном освещении

Календарь

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31