Цвет и колорит
Закономерности колорита
Методика акварельной техники
Наш опрос
Дизайн студии Белгорода
Печать на баннере
Рекламное агентство ИнбелруШирокоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Икона «Устюжское Благовещение»
21 апреля 2009
Икона «Устюжское Благовещение»
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 8080
К новгородской станковой живописи ХП—X11I веков относится великолепно написанная икона «Устюжское Благовещение» из Юрьева монастыря (Государственная Третьяковская галерея). На золотом фоне выделяются две фигуры — архангела Гавриила и Марии. Голова и крылья архангела написаны в цвете натуральной сиены, пряди волос и оперение архангела обозначены графически золотыми прожилками. Хитон того же цвета натуральной сиены, с золотыми ассистами. Лик его слабо оттенен более темной коричневой краской, черты лица обозначены графически темноко-ричневым цветом. Лик Марии несколько темнее лика архангела, но того же цветового тона. Ее хитон — лазорево-синий, мафорий — вишневого цвета, складки мафория проработаны золотом. В общей цветовой композиции активен размещенный у верхнего края иконы полукруглый медальон, в котором на темно-синем фоне изображены красной краской серафимы в серебристом одеянии и фигура Христа. Контрастное по светлоте сопоставление фигур с фоном, напряженная, чуть притемненная цветность фигур, всюду сквозящая прозолоть придают колориту иконы особую звучность. Складки одежд, пряди волос и оперение крыльев архангела создают сложный орнаментальный узор. Орнаментированы подножье трона Богоматери, край мафория, обрамляющий ее лицо, края рукавов ее одежды. Плавны и ритмичны абрисы фигур. Узорчатость, орнаментальность и напряженная цветность при исключительно гармоничной согласованности всех цветов выделяют это произведение, как одно из замечательных творений местных новгородских живописцев.
«Устюжское Благовещение» — изображение глубоко лиричное, проникнутое чувством умиротворенности и возвышенности. Этим продиктован ее колорит — спокойный, сдержанный и торжественный.
Пример «Устюжского Благовещения» также убедительно демонстрирует участие колорита в формировании художественного образа.
В новгородской живописи XII—XIII веков встречаются иконы различного колористического строя. Типично новгородский колорит с его четко сложившейся живописной концепцией, характеризующейся оптимистическим звучанием, народностью, убедительной и подкупающей простотой и ясностью языка, формируется несколько позднее. Однако его черты уже предугадываются, а в некоторых иконах явно выступают. Черта, характерная для всей новгородской живописи — силуэтность изображений на светлом, либо интенсивном цветном фоне. На таком композиционном принципе построена новгородская икона XV века «Страшный суд» (Государственная Третьяковская галерея). На золотом фоне (золотое покрытие почти не сохранилось) представлена сложная многофигурная и многоярусная композиция, выполненная многоцветно. Голубовато-зеленые, изумрудные, красно-киноварные, в меньшем количестве — белые, золотистые, оливковые, коричнево-вишневые слегка затемненные цвета воспринимаются силуэтными пятнами, сливающимися в единую массу, прорезанную просветами фона. Возникает вопрос, что объединяет явно разнотональные изображения и фон? Чем обеспечивается целостность композиции? Подобно тому, как в Нередице общий фон синего цвета объединял весь изобразительный цикл, так и в этом примере фон выступает всеобъединяющим началом. Глядя на такую композицию, воспринимаешь тональную среду фона как общее, в которое вписано изображение.
Другая черта, которую также можно проследить во всей новгородской живописи, проявилась в узорчатости и орнаментальности. Третья характерная особенность — интенсивность и лучезарность колорита.
Яркость, подлинное сверкание интенсивных красок, декоративность, плоскостность и цветовая выразительность присущи новгородской иконе XV века «Чудо Георгия о змие» (Государственная Третьяковская галерея). Георгий в золотистых латах на белом коне. Он поражает змия, выполненного вишнево-красной краской. Земля написана коричневато-оливковой, плащ Георгия — ки-новарно-красной краской. Фон очень светлый, слегка кремовый.
Для новгородской живописи типична локальность цветов. Сочетание белого, кремового, киноварного, в меньшем количестве — оливкового, при си-луэтно-плоскостной трактовке формы; участие орнаментально-графических элементов и глубинно-плановая передача пространства — все эти особенности наиболее ярко сказались в период ее расцвета, в XIV—XV веках.
В характере новгородской живописи отразился деловой народный характер вечевой торговой республики. Даже церкви строили новгородцы в расчете на их возможное использование под склады товаров. Книги в Новгороде переписывались не церковниками, а светскими писцами, которые нередко делали на полях рукописей свои приписки. На те же поля наносились рисунки бытового содержания. Новгородские летописи отличались чрезвычайной деловитостью, краткостью и фактологичностью. Язык их приближался к просторечию. Царившая в Новгороде деловитость, солидность и простота оказывались созвучными его искусству.
«Устюжское Благовещение» — изображение глубоко лиричное, проникнутое чувством умиротворенности и возвышенности. Этим продиктован ее колорит — спокойный, сдержанный и торжественный.
Пример «Устюжского Благовещения» также убедительно демонстрирует участие колорита в формировании художественного образа.
В новгородской живописи XII—XIII веков встречаются иконы различного колористического строя. Типично новгородский колорит с его четко сложившейся живописной концепцией, характеризующейся оптимистическим звучанием, народностью, убедительной и подкупающей простотой и ясностью языка, формируется несколько позднее. Однако его черты уже предугадываются, а в некоторых иконах явно выступают. Черта, характерная для всей новгородской живописи — силуэтность изображений на светлом, либо интенсивном цветном фоне. На таком композиционном принципе построена новгородская икона XV века «Страшный суд» (Государственная Третьяковская галерея). На золотом фоне (золотое покрытие почти не сохранилось) представлена сложная многофигурная и многоярусная композиция, выполненная многоцветно. Голубовато-зеленые, изумрудные, красно-киноварные, в меньшем количестве — белые, золотистые, оливковые, коричнево-вишневые слегка затемненные цвета воспринимаются силуэтными пятнами, сливающимися в единую массу, прорезанную просветами фона. Возникает вопрос, что объединяет явно разнотональные изображения и фон? Чем обеспечивается целостность композиции? Подобно тому, как в Нередице общий фон синего цвета объединял весь изобразительный цикл, так и в этом примере фон выступает всеобъединяющим началом. Глядя на такую композицию, воспринимаешь тональную среду фона как общее, в которое вписано изображение.
Другая черта, которую также можно проследить во всей новгородской живописи, проявилась в узорчатости и орнаментальности. Третья характерная особенность — интенсивность и лучезарность колорита.
Яркость, подлинное сверкание интенсивных красок, декоративность, плоскостность и цветовая выразительность присущи новгородской иконе XV века «Чудо Георгия о змие» (Государственная Третьяковская галерея). Георгий в золотистых латах на белом коне. Он поражает змия, выполненного вишнево-красной краской. Земля написана коричневато-оливковой, плащ Георгия — ки-новарно-красной краской. Фон очень светлый, слегка кремовый.
Для новгородской живописи типична локальность цветов. Сочетание белого, кремового, киноварного, в меньшем количестве — оливкового, при си-луэтно-плоскостной трактовке формы; участие орнаментально-графических элементов и глубинно-плановая передача пространства — все эти особенности наиболее ярко сказались в период ее расцвета, в XIV—XV веках.
В характере новгородской живописи отразился деловой народный характер вечевой торговой республики. Даже церкви строили новгородцы в расчете на их возможное использование под склады товаров. Книги в Новгороде переписывались не церковниками, а светскими писцами, которые нередко делали на полях рукописей свои приписки. На те же поля наносились рисунки бытового содержания. Новгородские летописи отличались чрезвычайной деловитостью, краткостью и фактологичностью. Язык их приближался к просторечию. Царившая в Новгороде деловитость, солидность и простота оказывались созвучными его искусству.