Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Икона «Устюжское Благовещение»

Икона «Устюжское Благовещение»


К новгородской станковой живописи ХП—X11I веков относится великолепно написанная икона «Устюжское Благовещение» из Юрьева монастыря (Государственная Третьяковская галерея). На золотом фоне выделяются две фигуры — архангела Гавриила и Марии. Голова и крылья ар­хангела написаны в цвете натуральной сиены, пря­ди волос и оперение архангела обозначены гра­фически золотыми прожилками. Хитон того же цве­та натуральной сиены, с золотыми ассистами. Лик его слабо оттенен более темной коричневой крас­кой, черты лица обозначены графически темноко-ричневым цветом. Лик Марии несколько темнее лика архангела, но того же цветового тона. Ее хитон — лазорево-синий, мафорий — вишневого цвета, склад­ки мафория проработаны золотом. В общей цветовой композиции активен размещенный у верхнего края иконы полукруглый медальон, в котором на темно-синем фоне изображены красной краской серафи­мы в серебристом одеянии и фигура Христа. Конт­растное по светлоте сопоставление фигур с фоном, напряженная, чуть притемненная цветность фи­гур, всюду сквозящая прозолоть придают колориту иконы особую звучность. Складки одежд, пряди волос и оперение крыльев архангела создают слож­ный орнаментальный узор. Орнаментированы под­ножье трона Богоматери, край мафория, обрамляю­щий ее лицо, края рукавов ее одежды. Плавны и ритмичны абрисы фигур. Узорчатость, орнаментальность и напряженная цветность при исключительно гармоничной согласованности всех цветов выделя­ют это произведение, как одно из замечательных творений местных новгородских живописцев.
«Устюжское Благовещение» — изображение глубо­ко лиричное, проникнутое чувством умиротворенно­сти и возвышенности. Этим продиктован ее коло­рит — спокойный, сдержанный и торжественный.
Пример «Устюжского Благовещения» также убе­дительно демонстрирует участие колорита в форми­ровании художественного образа.
В новгородской живописи XII—XIII веков встре­чаются иконы различного колористического строя. Типично новгородский колорит с его четко сложив­шейся живописной концепцией, характеризующей­ся оптимистическим звучанием, народностью, убе­дительной и подкупающей простотой и ясностью языка, формируется несколько позднее. Однако его черты уже предугадываются, а в некоторых иконах явно выступают. Черта, характерная для всей нов­городской живописи — силуэтность изображений на светлом, либо интенсивном цветном фоне. На таком композиционном принципе построена новгородская икона XV века «Страшный суд» (Государственная Третьяковская галерея). На золотом фоне (золотое покрытие почти не сохранилось) пред­ставлена сложная многофигурная и многоярусная композиция, выполненная многоцветно. Голубовато-зеленые, изумрудные, красно-киноварные, в мень­шем количестве — белые, золотистые, оливковые, коричнево-вишневые слегка затемненные цвета вос­принимаются силуэтными пятнами, сливающимися в единую массу, прорезанную просветами фона. Возникает вопрос, что объединяет явно разнотональные изображения и фон? Чем обеспечивается целостность композиции? Подобно тому, как в Нередице общий фон синего цвета объединял весь изо­бразительный цикл, так и в этом примере фон вы­ступает всеобъединяющим началом. Глядя на та­кую композицию, воспринимаешь тональную среду фона как общее, в которое вписано изображение.
Другая черта, которую также можно проследить во всей новгородской живописи, проявилась в узор­чатости и орнаментальности. Третья характер­ная особенность — интенсивность и лучезарность колорита.
Яркость, подлинное сверкание интенсивных кра­сок, декоративность, плоскостность и цветовая вы­разительность присущи новгородской иконе XV ве­ка «Чудо Георгия о змие» (Государственная Третьяковская галерея). Георгий в золо­тистых латах на белом коне. Он поражает змия, выполненного вишнево-красной краской. Земля на­писана коричневато-оливковой, плащ Георгия — ки-новарно-красной краской. Фон очень светлый, слег­ка кремовый.
Для новгородской живописи типична локаль­ность цветов. Сочетание белого, кремового, киновар­ного, в меньшем количестве — оливкового, при си-луэтно-плоскостной трактовке формы; участие орнаментально-графических элементов и глубинно-плановая передача пространства — все эти особенности наиболее ярко сказались в период ее расцве­та, в XIV—XV веках.
В характере новгородской живописи отразился деловой народный характер вечевой торговой рес­публики. Даже церкви строили новгородцы в рас­чете на их возможное использование под склады товаров. Книги в Новгороде переписывались не цер­ковниками, а светскими писцами, которые нередко делали на полях рукописей свои приписки. На те же поля наносились рисунки бытового содержания. Новгородские летописи отличались чрезвычайной деловитостью, краткостью и фактологичностью. Язык их приближался к просторечию. Царившая в Новгороде деловитость, солидность и простота ока­зывались созвучными его искусству.