Цвет и колорит
Закономерности колорита
Методика акварельной техники
Наш опрос
Дизайн студии Белгорода
Печать на баннере
Рекламное агентство ИнбелруШирокоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал » Рублев и Даниил Черный
21 апреля 2009
Рублев и Даниил Черный
Категория: Цвет и колорит » Колорит и эстетический идеал | Просмотров: 7044
В 1408 году Рублев с Даниилом Черным работал в Успенском соборе во Владимире. В легких цветах просвечивающими красками выполнил Рублев композицию «Страшного суда». Фигура «Трубящего ангела» из этой композиции особенно прозрачна в цвете. Колорит в изображении ангела «светится» так же, как звенигородские иконы.
Мы опять подходим к «Троице» — наиболее значительному произведению Рублева, созданному им без участия помощников и соавторов. Трудно найти исследователя, писавшего о древнерусском искусстве, который не уделил бы внимания «Троице». Н. А. Демина посвятила ей специальное исследование, А. Т. Ягодовская опубликовала отдельную брошюру.
В литературе о «Троице» (как и о некоторых других иконах Рублева) встречаются сравнения ее колорита с красками окружавшего художника летнего ландшафта среднерусской природы. Однако красок, подобных краскам Рублева, у других художников, живущих в таком же природном окружении, не встречается. Разумеется, окружающая художника материальная среда как-то влияет, но не она определяет творчество, особенности живописи и колорита. Колорит «Троицы» столь тесно связан с образным строем, с содержанием и значением произведения, что без оценки произведения в целом нельзя говорить о колорите. «Троица» обозначила новую ступень в развитии русского искусства, а ее колорит — новую ступень в развитии русского ко-1 лоризма. Как произведение в целом, так и его колорит подготовлены всем ходом предшествовавшего развития. Колорит «Троицы» продиктован ее идейным содержанием, а это последнее продиктовано эпохой; «Троица» предопределила дальнейшее развитие русской живописи, что позволяет говорить о ее историческом значении. Рублев оставил потомкам «Троицу», в которой, как в фокусе лучей, совместилось все передовое и значительное, что было в то далекое от нас время.
Во второй половине XV—начале XVI века работал Дионисий, последователь и продолжатель Рублева. Работал он в тот замечательный период русской истории, когда было сброшено татарское иго, собраны воедино раздробленные княжества.
Однако, во времена Дионисия уже нарастали социальные противоречия. Он был свидетелем идейной борьбы между Иосифом Волоцким, представлявшим официальную государственную церковь, и «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским.
И если русская иконописная школа приобрела полную самостоятельность и достигла высшего совершенства еще в конце XIV—начале XV века в творчестве Рублева и мастеров его круга, то творчество Дионисия определило дальнейший путь ее развития.
Колористический дар Дионисия ярко проявился в иконе «Распятие» из иконостаса Павлово-Обнорского монастыря (1500, Государственная Третьяковская галерея). Икона очень светлая, радостная, как всегда у Дионисия, изящно нарисованная, оптимистически трактованная. В его произведениях нет и следа драматичности. То же самое настроение передается в «Богоматери Одигитрии», иконе 1482 года из Вознесенского монастыря Московского Кремля, где ясно выражена присущая Дионисию светимость колорита (Государственная Третьяковская галерея). На светлом, почти белом фоне силуэтное изображение выглядит как бы окутанным лучами идущего на зрителя светового потока. Пример колористической системы Дионисия являет и икона из Успенского московского собора: «Митрополит Алексий с житием».
Самое замечательное произведение Дионисия, выполненное им совместно с сыновьями Феодосией и Владимиром в 1500 — 1502 годах, — это роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Когда попадаешь в храм Рождества, поражает, что интерьер его кажется хорошо освещенным, хотя действительная внутренняя освещенность храма не столь высока. Всматриваясь в роспись, поражаешься еще тому, насколько она слита с архитектурой, органично с ней связана. Роспись «расширяет» внутренний объем, находящегося в храме не покидает ощущение утренней свежести, будто он рассматривает фрески в часы рассвета на открытом пространстве, заполненном прозрачным воздухом.
При входе в храм на одной из сторон портала встречаешь изображение архангела Михаила. На голубом фоне рисуется светлая фигура. Одежда и крылья архангела цвета коричневой охры, голова и руки — цвета темной охры, плащ розовый, сапожки очень светлые, серые. Фреска «светится», переливается оттенками нежных цветов. На фреске с изображением едущих на конях волхвов фигурная композиция расположена на фоне горного пейзажа, написанного в серебристых розоватых и голубоватых оттенках. Одежды волхвов выполнены в тонах сиреневых, розовых, розовато-сиреневых. Добавлен еще серовато-голубой цвет шарфа одного из волхвов. Кони у них: один — цвета красноватой охры, другой — охристо-зеленоватый. Во фреске «Слыша пастыри ангелов поющих» изображены ясли с младенцем Христом, вокруг которых компонуются фигуры остальных персонажей. От яслей исходит свет, пронизывающий всю сцену. Цветовую гамму составляют те же нежные прозрачные краски. Несколько отличающийся по плотности и интенсивности вишневый цвет мафория Марии выделяет ее фигуру, так же как излучающийся от яслей свет акцентирует изображение Христа. Это два смысловых центра композиции.
В сценах «Благовещения» сочетаются цвета: голубые (небо), розовые и очень светлые умбристые (архитектурные сооружения вторых планов), коричневато-вишневые и голубые (в одеждах Марии), белесо-зеленые (земля), голубые, золотистые и голубоватые (в фигурах Гавриила). Лица, ноги, руки — умбристые, нимбы — цвета золотистой охры.
Объединяющим началом в колористической системе Дионисия, как и у Рублева, служит пронизывающий все краски свет, но сами краски отличны от рублевских,— они более бесплотные. В композициях Рублева нет застывшей неподвижности, в них всегда ощущается скрытое, внутреннее движение, у Дионисия же оно плавное и явно выраженное. В ферапонтовском цикле все фигуры точно парят и скользят. И эти легкие фигуры в их легком плавном движении согласуются с прозрачностью воздушного колорита. Эффект «светимости» колорита и в рублевских, и в дионисиевских фресках может показаться сомнительным. В самом деле, каким образом самоизлучается свет от изобразительной поверхности, откуда берется этот пронизывающий все краски световой поток? От любой картины, иконы или фрески отражается лишь тот свет, который падает извне. Но достаточно принять во внимание прозрачность красочных слоев, наносимых на грунт, как все становится легко объяснимым. Когда краски прозрачны, падающий на изображение свет свободно проходит через них, достигает грунта и отражается от него, пронизывая вышележащие красочные слои. Возникает свечение в подлинном его смысле. Таким образом, эффект «светимости» колорита обусловлен техникой живописи. Но особое понимание света в работах Дионисия, его колористическая свобода делают его творчество созвучным тем идеям, которые нес в народ Нил Сорский.
Мы опять подходим к «Троице» — наиболее значительному произведению Рублева, созданному им без участия помощников и соавторов. Трудно найти исследователя, писавшего о древнерусском искусстве, который не уделил бы внимания «Троице». Н. А. Демина посвятила ей специальное исследование, А. Т. Ягодовская опубликовала отдельную брошюру.
В литературе о «Троице» (как и о некоторых других иконах Рублева) встречаются сравнения ее колорита с красками окружавшего художника летнего ландшафта среднерусской природы. Однако красок, подобных краскам Рублева, у других художников, живущих в таком же природном окружении, не встречается. Разумеется, окружающая художника материальная среда как-то влияет, но не она определяет творчество, особенности живописи и колорита. Колорит «Троицы» столь тесно связан с образным строем, с содержанием и значением произведения, что без оценки произведения в целом нельзя говорить о колорите. «Троица» обозначила новую ступень в развитии русского искусства, а ее колорит — новую ступень в развитии русского ко-1 лоризма. Как произведение в целом, так и его колорит подготовлены всем ходом предшествовавшего развития. Колорит «Троицы» продиктован ее идейным содержанием, а это последнее продиктовано эпохой; «Троица» предопределила дальнейшее развитие русской живописи, что позволяет говорить о ее историческом значении. Рублев оставил потомкам «Троицу», в которой, как в фокусе лучей, совместилось все передовое и значительное, что было в то далекое от нас время.
Во второй половине XV—начале XVI века работал Дионисий, последователь и продолжатель Рублева. Работал он в тот замечательный период русской истории, когда было сброшено татарское иго, собраны воедино раздробленные княжества.
Однако, во времена Дионисия уже нарастали социальные противоречия. Он был свидетелем идейной борьбы между Иосифом Волоцким, представлявшим официальную государственную церковь, и «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским.
И если русская иконописная школа приобрела полную самостоятельность и достигла высшего совершенства еще в конце XIV—начале XV века в творчестве Рублева и мастеров его круга, то творчество Дионисия определило дальнейший путь ее развития.
Колористический дар Дионисия ярко проявился в иконе «Распятие» из иконостаса Павлово-Обнорского монастыря (1500, Государственная Третьяковская галерея). Икона очень светлая, радостная, как всегда у Дионисия, изящно нарисованная, оптимистически трактованная. В его произведениях нет и следа драматичности. То же самое настроение передается в «Богоматери Одигитрии», иконе 1482 года из Вознесенского монастыря Московского Кремля, где ясно выражена присущая Дионисию светимость колорита (Государственная Третьяковская галерея). На светлом, почти белом фоне силуэтное изображение выглядит как бы окутанным лучами идущего на зрителя светового потока. Пример колористической системы Дионисия являет и икона из Успенского московского собора: «Митрополит Алексий с житием».
Самое замечательное произведение Дионисия, выполненное им совместно с сыновьями Феодосией и Владимиром в 1500 — 1502 годах, — это роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Когда попадаешь в храм Рождества, поражает, что интерьер его кажется хорошо освещенным, хотя действительная внутренняя освещенность храма не столь высока. Всматриваясь в роспись, поражаешься еще тому, насколько она слита с архитектурой, органично с ней связана. Роспись «расширяет» внутренний объем, находящегося в храме не покидает ощущение утренней свежести, будто он рассматривает фрески в часы рассвета на открытом пространстве, заполненном прозрачным воздухом.
При входе в храм на одной из сторон портала встречаешь изображение архангела Михаила. На голубом фоне рисуется светлая фигура. Одежда и крылья архангела цвета коричневой охры, голова и руки — цвета темной охры, плащ розовый, сапожки очень светлые, серые. Фреска «светится», переливается оттенками нежных цветов. На фреске с изображением едущих на конях волхвов фигурная композиция расположена на фоне горного пейзажа, написанного в серебристых розоватых и голубоватых оттенках. Одежды волхвов выполнены в тонах сиреневых, розовых, розовато-сиреневых. Добавлен еще серовато-голубой цвет шарфа одного из волхвов. Кони у них: один — цвета красноватой охры, другой — охристо-зеленоватый. Во фреске «Слыша пастыри ангелов поющих» изображены ясли с младенцем Христом, вокруг которых компонуются фигуры остальных персонажей. От яслей исходит свет, пронизывающий всю сцену. Цветовую гамму составляют те же нежные прозрачные краски. Несколько отличающийся по плотности и интенсивности вишневый цвет мафория Марии выделяет ее фигуру, так же как излучающийся от яслей свет акцентирует изображение Христа. Это два смысловых центра композиции.
В сценах «Благовещения» сочетаются цвета: голубые (небо), розовые и очень светлые умбристые (архитектурные сооружения вторых планов), коричневато-вишневые и голубые (в одеждах Марии), белесо-зеленые (земля), голубые, золотистые и голубоватые (в фигурах Гавриила). Лица, ноги, руки — умбристые, нимбы — цвета золотистой охры.
Объединяющим началом в колористической системе Дионисия, как и у Рублева, служит пронизывающий все краски свет, но сами краски отличны от рублевских,— они более бесплотные. В композициях Рублева нет застывшей неподвижности, в них всегда ощущается скрытое, внутреннее движение, у Дионисия же оно плавное и явно выраженное. В ферапонтовском цикле все фигуры точно парят и скользят. И эти легкие фигуры в их легком плавном движении согласуются с прозрачностью воздушного колорита. Эффект «светимости» колорита и в рублевских, и в дионисиевских фресках может показаться сомнительным. В самом деле, каким образом самоизлучается свет от изобразительной поверхности, откуда берется этот пронизывающий все краски световой поток? От любой картины, иконы или фрески отражается лишь тот свет, который падает извне. Но достаточно принять во внимание прозрачность красочных слоев, наносимых на грунт, как все становится легко объяснимым. Когда краски прозрачны, падающий на изображение свет свободно проходит через них, достигает грунта и отражается от него, пронизывая вышележащие красочные слои. Возникает свечение в подлинном его смысле. Таким образом, эффект «светимости» колорита обусловлен техникой живописи. Но особое понимание света в работах Дионисия, его колористическая свобода делают его творчество созвучным тем идеям, которые нес в народ Нил Сорский.