Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит » Колорит как одна из сторон художественной формы

21 апреля 2009

Колорит как одна из сторон художественной формы

Категория: Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит | Просмотров: 8551

Колорит как одна из сторон художественной формы, активно участвующая в раскрытии содер­жания, оказывает сильнейшее эмоциональное, пси­хологическое воздействие, он активен в формирова­нии художественного образа.
Новгородское изображение архангела Михаила второй половины XIV века и «Архангел Михаил», написанный Андреем Рублевым в начале XV века (оба произведения в Государственная Третьяковская галерея), посвящены одной и той же теме, одному и тому же персонажу. Композиция изображений почти одного порядка, лишь колорит их различен, но воспринимаются они по-разному и несут различную  идейно-художественную  нагрузку.
Наряду с предметным значением каждого цвета колорит подчинен творческой задаче художника. В этом заложено некоторое противоречие. При полном и безусловном подобии изображения предметному облику изображаемого, это противоречие оказывает­ся неразрешимым. Но проблему отображения дей­ствительности в искусстве нельзя истолковывать примитивно. Образная оправданность снимает не­доверие к форме. Ни колорит произведений Эль Греко, ни колорит портретных работ Франса Гальса не вызывают сомнений в их правдоподобности, хотя серых и черных теней на лицах в природе не бы­вает.
Исходя из задачи образной выразительности, художник выбирает ту или иную общую трактовку изображения, в частности, трактовку цвета. Коло­рит «Портрета священника Григория Кирилловича Левицкого» (отца художника, Государственная Третьяковская галерея) и «Портрета Ур­сулы Мнишек» (Государственная Третьяковская галерея), написанных Д. Г. Левицким с разрывом по времени всего в три года, совершен­но разный. В одном случае он сдержан, скромен, прост (хотя живописная техника Левицкого слож­на), в другом — чрезвычайно эффектен и декорати­вен. В портрете Мнишек использованы контрасти­рующие между собой оттенки цвета. Яркий цвет румянца щек (явно превышающий естественный ру­мянец), предельный блеск глаз, светлая полуфигура на относительно темном фоне обеспечивают ту при­поднятость произведения, которая придала ему ха­рактер светской парадности. (Разумеется, общее зву­чание портрета зависит не только от колорита. Иг­рают роль и избранная поза портретируемой и овальная форма портрета.)
Портрет Марии Ивановны Лопухиной (Государственная Третьяковская галерея), на­писанный В. Л. Боровиковским, овеян романтическим настроением. Грустно-задумчивое лицо молодой женщины, предвечерний пейзаж и роза, помещен­ная на переднем плане картины, создают опре­деленное настроение, при этом нежно-голубоватый тон картины и приглушенность красок еще бо­лее его подчеркивают. В реалистической живописи колорит всегда выступает совместно с композицией, ритмом, в соподчинении с предметностью изобра­жения, в соответствии с художественным замыс­лом, преследуя цели раскрытия содержания произ­ведения.
В основе искусства лежит образное отражение действительности с позиций определенного эстети­ческого идеала и с изменением последнего меняет­ся искусство как по содержанию, так и по худо­жественной форме.
Вспомним «Сикстинскую мадонну» Рафаэля (Дрезденская картинная галерея). Это произведение преисполнено величественного покоя. В нем все про­низано ясностью, выполнено в светлых гармонич­ных цветах. Цвета локальны, сочетания их четки и выразительны. Другое мы видим у Тициана, Веронезе, Тинторетто. В их произведениях нет рафаэлев­ской ясности, просветленности, успокоенности. Ком­позиции сложны, загружены, цвета — насыщенны, движения сильные, порой напряженные. Человече­ское страдание и физическая сила выражены Ти­цианом в его «Святом Себастьяне» (Государственный Эрмитаж). О мощи и силе повествуют и другие картины Тициана. Для этого художник использует напряженный сверкаю­щий колорит, цветовые и световые контрасты.
Можно привести много примеров из истории живописи (и вообще из истории искусства, в том числе памятников прикладного искусства и архи­тектуры) в подтверждение того, что колорит нахо­дится в теснейшей связи с эстетическими идеалами времени и самого художника.
В статье «В защиту новой Академии художеств», опубликованной И. Е. Репиным в октябре 1897 года в журнале «Неделя», приведено интересное свиде­тельство: «...да, времена изменились,— пишет Ре­пин. — ...На последней Передвижной выставке кар­тина Савицкого «На меже» прошла почти незаме­ченной. И многие картины, появись они 30 лет назад, произвели бы большой фурор...», и далее: «...между тем и в художественном смысле эти за­поздалые произведения были не только ниже работ
60-х годов, но значительно превосходили их в технике. На наших глазах, очевидно, неумолимо со­вершается эволюция в искусстве»7. И. Н. Крамской говорил, что русских художников «нужно двинуть к цвету и свету». В. И. Суриков, действительно, дви­нулся к цвету и свету. Сложно, с игрой теплых и холодных оттенков написан снег в картине «Боя­рыня Морозова», как и вся эта картина, как и дру­гие его живописные произведения. В картине «Утро стрелецкой казни» воспроизведены часы утреннего рассвета. В ней великолепно передано состояние атмосферы, тонально соподчинившее все цвета. Справедлив Дидро, считавший свет и воздух «все­общими примирителями гармонии».
У каждого художника есть своя манера, свой индивидуальный стиль, свой особый характер коло­рита. Колорит изменчив также в рамках творче­ства одного и того же художника. Сопоставим три работы К. П. Брюллова: «Итальянский полдень», «Всадница» (портрет Джованины Паччини) и «Порт­рет писателя Нестора Васильевича Кукольника» (все три работы в Государственная Третьяковская галерея). Написаны они маслом по холсту, и сравнительно близки по времени напи­сания (между 1828—1836 годами). Однако колори­стическое звучание их различно. Объясняется это прежде всего тем, что указанные три произведения глубоко различны по содержанию.
В «Итальянском полдне» художник передает пышную природу южной страны, прохладу тени и игру солнечных бликов. Эта работа преисполнена ощущения жизни. Она подкупает своей полнокров­ной радостью и лиричностью. В портрете Паччини, называемом «Всадница», создан блистательный па­радный портрет. В данном случае перед мастером была поставлена задача построения портрета, ко­торый привлекал бы внимание, останавливал взгляд каждого, был бы предельно эффектным. Этой зада­че подчинены все средства: на фоне темного парка выделяется светлая фигура гарцующей на лошади молодой всадницы. Изящная поза амазонки, бле­стящие шелковые ткани ее одежд, развевающаяся вуаль, холеная черная лошадь, скачущая прямо на зрителя. Портрет построен декоративно. Таков и ко­лорит, базирующийся на контрастных светлых и темных красках. Портрет впечатляет. Совсем иные задачи преследовались Брюлловым в порт­рете Кукольника. Художник стремился создать глубоко психологический портрет, раскрыть внут­ренний мир портретируемого, подчеркнуть сосредо­точенность, глубину мысли, сложные переживания писателя. Колорит портрета напряженный, красочная гамма темная, даже несколько мрачная. Светлые лицо и руки выделяются из общего полумрака. Композиция портрета статичная, поза писателя застывшая, скованная. Преследуемая художником цель, поставленная им задача определяют в каждом случае выбор средств воплощения замысла, той художественной формы, которая наиболее полно выражает содержание произведения, наиболее глу­боко его вскрывает.
 (голосов: 3)
Напечатать


nestor.jpg

Популярные статьи

Ренуар. Портрет Жанны Самари
Ренуар. Портрет Жанны Самари

Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка
Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка

В. Серов. Одиссей и Навзикая (темпера)
В. Серов. Одиссей и Навзикая (темпера)

Соединение туши с голубой краской
Рис. 37. Соединение туши с голубой краской. Тушь применяется как теплая краска. На­ряду с тем, что  ...

Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей
Рис. 52. Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей. Ко­лорит тако ...

План помещения с рисунком паркетного пола
План помещения с рисунком паркетного  пола

План помещения с рисунком керамического пола
Рис. 71. План помещения с рисунком керамического пола. Чертеж показывает по стадиям работы приемы ак ...

Фрагмент фасада в штукатурке
Фрагмент фасада в штукатурке

Фрагмент фасада в штукатурке при рассеянном свете облачного неба теплой окраски
Фрагмент фасада в штукатурке при рассеянном  свете  облачного неба теплой  окраски

Деревянная архитектура при пасмурном освещении
Деревянная архитектура при пасмурном освещении

Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30