Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит » Художественные направления

21 апреля 2009

Художественные направления

Категория: Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит | Просмотров: 8208

Различное понимание задач и целей искусства порождает различные художественные направления. Основные особенности каждого направления прояв­ляют себя как в содержании, так и в форме худо­жественных произведений, в том числе в колорите. Однородность понимания целей и форм искусства приводит к возникновению художественных школ, для каждой из которой характерны определен­ные признаки художественной формы. Например, венецианская школа эпохи Возрождения коло­ристически резко отличалась от умбрийской или римской.
Порой на колорите значительно сказывается и национальная форма. Контрастность, насыщен­ность цветов, локальность, солнечность колорита характеризуют, скажем, современную армянскую живопись.
На развитие колорита оказывают влияние разви­тие живописной культуры, а также развитие техни­ки в области производства живописных материалов. В древнейших настенных росписях встречается ог­раниченное количество красок, и это имеет простое объяснение — в распоряжении художника того вре­мени не было иного красочного материала. По мере освоения человеком окружающей его действитель­ности совершенствовался и сам человек, обогаща­лось, развивалось его сознание, расширялся образ­ный мир, оттачивалось видение. Обогащение внут­реннего мира человека дифференцировало его практическую деятельность во всех сферах. В обла­сти живописи это вело к совершенству художествен­ной формы и, конечно, к совершенству колорита. Одновременно увеличивались технические возмож­ности художника, его техническая база, разнообра­зие красочного материала.
Обогащение красочных материалов непрерывно расширяло возможности живописцев, а новые, воз­никающие перед художником задачи требовали все новых и новых технических средств.
Среди подготовительных работ М. А. Врубеля к картине «Демон поверженный» имеются эскизы-варианты (Киевский Государственный музей русско­го искусства, частное собрание, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), выполненные в различных техниках (картон, графи­ческий карандаш, белила; бумага, карандаш; бу­мага, акварель, графический карандаш, тушь, пе­ро; бумага, акварель, гуашь, бронза). Эти вариан­ты весьма близки друг другу; схожие в целом они разнятся лишь в позе фигуры или в отдельных де­талях, техника же выполнения и примененные жи­вописные материалы различны. В одном из эски­зов, так же как и в самой картине, использована бронзовая краска, не входящая в число традицион­ных красок. Это свидетельствует о поисках худож­ником новых технических средств в целях образной выразительности произведения, новых колористиче­ских эффектов.
Валентином Серовым тоже были выполнены раз­личные эскизы к картине «Одиссей и Навзикая»: один — на бумаге темперой (Государственный Русский музей), три — на кар­тоне темперой (два из них в Государственная Третьяковская галерея и один в Государственный Русский музей), один, принадлежащий семье художника (Москва) — на картоне акварелью и гуашью. Можно думать, что выбор материала был случайным, но важно другое,— варианты, выполненные в разных техниках, воспринимаются по-разному. В то же вре­мя есть основания полагать, что художник созна­тельно изыскивал технические средства выполне­ния. Нельзя объяснить случайностью исполнение в разных техниках двух имеющихся эскизов-вариан­тов картины «Похищение Европы»: один написан темперой (Государственный Русский музей), а другой маслом (Государственная Третьяковская галерея), сама же картина (неоконченная), принадлежащая семье ху­дожника, написана темперой. Видимо, выполнив эскизы темперой и маслом, для выполнения произ­ведения художник предпочел темперу.
Показательно сопоставление пейзажных этюдов Александра Иванова, исполненных акварелью и вы­полненных маслом (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей). Среди этих этюдов встречаются аналогичные по мотивам изображения. Сопоставляя их, легко заметить, что даже при вы­сокой цветовой плотности и насыщенности акваре­лей, этюды, написанные маслом, выглядят «мону­ментальнее».
Приведем еще один пример. У К. П. Брюллова есть акварельные эскизы-варианты картины «Пос­ледний день Помпеи» (Государственная Третьяковская галерея). Интенсивность цвета в одном из них превышает интенсивность цвета в самой картине. По обшей композиции, рисунку, де­талям этот акварельный эскиз-вариант и сама кар­тина почти одинаковы (между ними имеются лишь небольшие расхождения). В акварели очень энер­гично сопоставлены голубые тона группы людей в левой части композиции с насыщенным красно-оранжевым цветом зарева, сгустившегося в правой стороне неба. Яснее передана пространственная глу­бина в акварели, больше ощущается воздушная сре­да, и она производит сильное впечатление, несмотря на свои весьма малые размеры (17,0 х 24,6 см). Картина «суше», я, надо сказать, эмоционально менее значительна, хотя казалось бы при ее гран­диозном размере она должна впечатлять больше. При всем этом акварель уступает картине в матери­альности цвета (что объясняется свойствами самой акварели).
В формировании колорита существенную роль играет техника живописного письма. При различ­ных техниках письма, цвета приобретают различ­ный характер: то они становятся объемными, подобными цвету прозрачных сред, то выглядят плотными и передают поверхность предметов, то ка­кими-то материально неопределенными, не локали­зующимися в пространстве и не выявляющими рель­ефа поверхностей.
Переход импрессионистов от смешения красок к технике разработанного мазка (то есть к использо­ванию оптического пространственного смешения цветов) предопределил новые своеобразные черты колорита в живописи.
Колорит живописного произведения, роль которого в формировании художественного образа не­сомненна, находится в прямой зависимости от мате­риалов, используемых в живописи. Золотые фоны древнерусских, византийских и многих произведе­ний живописи итальянского Проторенессанса, все­цело участвуют в формировании колорита. Поэтому, ставя проблему создания художественного образа, нельзя обходить молчанием роль техники выполне­ния произведений.
До сих пор речь шла об объективных факторах, влияющих на колорит, заложенных в самих произ­ведениях живописи. Но нельзя забывать факторы субъективного порядка, связанные с восприятием произведений зрителем.
Колорит окончательно формируется в процессе восприятия. Это связано с тем, что цвета картины воспринимаются не изолированно, не сами по себе в их колориметрических характеристиках, а изме­ненными воздействием соседних и отдаленных (на изобразительной поверхности) цветов, согласуясь с их пространственно-плановым положением в ком­позиции и с общей тональностью картины. Причем на соотношение цветов влияют среда и окружаю­щий картину фон.
 (голосов: 2)
Напечатать


soroka.jpg

Популярные статьи

Корпусные краски
Корпусные краски

Инструменты и оборудование
Инструменты и оборудование

Пасмурное освещение
Пасмурное освещение

Залы музея А. М. Горького
Рис. 104. Интерьер при двустороннем освещении. Залы музея А. М. Горького. Колоннада музея освещена с ...

Приемы перспектив­ного изображения
Приемы перспектив­ного изображения

Приемы изображения панорамы гидроузла
Приемы изображения панорамы гидроузла

Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение

H. Ге. Голгофа
H. Ге. Голгофа

Рубенс. Портрет камеристки
Рубенс. Портрет камеристки

Фламандский мастер школы Рубенса. Голова старика
Фламандский мастер школы Рубенса. Голова старика

Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31