Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи » Разнообразие возможных цве­товых композиций

21 апреля 2009

Разнообразие возможных цве­товых композиций

Категория: Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи | Просмотров: 5932

Все богатейшее разнообразие колорита связано, главным образом, с разнообразием возможных цве­товых композиций. Структура света в картине и на­личная цветовая композиция, включая характер са­мого цвета и его трактовки, определяют вид колорита. Выясняя характер колорита той или иной живописной школы, того или иного художника, чаще всего указывают не на вид, а на тип колорита, ко­торый характерен или более всего наблюдаем в жи­вописи этой школы, либо этого художника. Можно, например, сказать, что старая испанская живопись в целом темная, контрастная; фоны, на которых вы­ступают светлые пятна, — порой почти черные. Эти признаки можно отнести чуть ли не ко всем произ­ведениям старых испанских художников, но таким образом нельзя охарактеризовать колорит каждого из мастеров. У каждого мастера имеются свои коло­ристические особенности, а у Веласкеса, как уже го­ворилось, колорит различен в его севильский и мад­ридский периоды.
На характер колорита влияет техника живопис­ного письма. Импрессионисты перешли от механиче­ского смешивания красок к раздельному мазку, то есть к оптическому смешению. Цвета при этом ста­ли получаться легкими, «воздушными», менее ма­териальными.
Суждение о цвете в картине во многом зависит от восприятия его зрителем, от осмысления цвета. Следовательно, при оценке воздействия цвета в силу вступает и субъективный фактор. Колорит как обя­зательный компонент художественной формы в жи­вописи участвует в формировании художественного образа и неминуемо связан с сюжетной и предмет­ной основой произведения. Как неотъемлемая часть художественного образа колорит оказывает мощное эмоциональное воздействие. И именно поэтому при всей сложности проблемы колорита, при всем раз­нообразии колористических систем, можно навести определенный порядок в этом калейдоскопе инди­видуальных решений, стихию привести к строгому размеренному миру. Само собой разумеется, колорит в сильнейшей степени зависит от цвета, от его мно­гообразия, от характера цветовых сочетаний. Цвето­вые сочетания связаны с композицией цвета. Одно впечатление от сочетания, когда контрастирующие цвета непосредственно соприкасаются, и другое — когда они пространственно разделены. Колорит за­висит не только от цветовых сочетаний как таковых, но и от цветовой композиции, то есть от расположе­ния цветовых пятен.
Колорит, несомненно, зависит и от того, как вы­глядит каждый цвет, дан ли он локальным пятном или усложнен множеством оттенков, градаций, вос­принимающихся изменениями цвета. Совсем особый колорит, когда цвет раздроблен, как в живописи пу­антилистов. Иначе говоря, колорит зависит от трак­товки цвета.
Возможно множество разнообразных аспектов рассмотрения зависимостей колорита, но важно вы­явить узловые вопросы. Чем сложней проблема, тем важней ограничение анализа. При внимательном рассмотрении оказывается, что цветовые сочетания (цветовая гармония), цветовая композиция и цвето­вая трактовка играют наибольшую роль среди дру­гих факторов. Мы выделяем их в качестве главных в формировании видов колорита. Рассмотрим каж­дый фактор отдельно. Попытаемся типизировать цве­товые сочетания, цветовые композиции и цветовые трактовки.
Наиболее существенно влияет на вид колорита фактор гармонии. Сочетания цветов бывают разно­образные и могут встретиться самые неожиданные. Но исходя из схемы цветового круга, можно уста­новить три типа сочетаний: в пределах малого, в пределах среднего и в пределах большого интерва­лов, принимая за малый интервал колебание цве­тового тона в рамках одной восьмой части круга, за средний — колебания в пределах одной четвертой его части и за большой интервал — колебания в пре­делах половины круга. В. М. Шугаев предложил на­зывать сочетания малого интервала родственными, среднего — родственно-контрастными и большого — контрастными19. Терминология Шугаева, быть мо­жет, не совсем удачна, но она помогает разобраться в сути дела.
Цвета родственных сочетаний воспринимаются как вариации одного тона (хотя в строго научном понимании любая вариация тона дает новые цвето­вые тона). Действительно, цвета в пределах малых интервалов смотрятся как разнообразие единой цве­товой тональности. О такой группе всегда можно сказать, что она красная или оранжевая, зеленая или синяя. В равноступенном цветовом круге всегда бывает так, если даже взят малый интервал в зоне изменения цветового тона. В неравноступенном кру­ге в зонах заметных скачков тона малые интервалы иногда захватывают цвета совершенно различных наименований.
Цвета, лежащие в пределах средних интервалов, образуют родственно-контрастные сочетания. В та­ких сочетаниях (по мнению Шугаева) чувствуется некая общность оттенка у большинства цветов и са­мостоятельность какого-то одного цвета, либо каких-то нескольких цветов. Взять к примеру сочетания красно-желтых цветов. Во всех красных и оранже­вых цветах ощущается красноватость, но особо смот­рятся цвета желтые, другими словами, в таких со­четаниях усматривается и родственность и контраст­ность. Наконец, цветам, лежащим в пределах половины круга, можно приписать наименование контрастных. Между цветами таких сочетаний, ес­ли не ощущается полной противоположности, то не ощущается и никакой общности.
К этим трем группам цветовых сочетаний следу­ет еще добавить сочетания одного тона, то есть од­нотонные в буквальном понимании этого слова, и со­четания ахроматических цветов.
В. М. Шугаев проверил свою классификацию со­четаний на большом числе примеров из области ор­наментально-декоративного искусства. Как выясни­лось, система классификации легко применима и практически полезна. Ее применение к живописи затрудняется усложненностью самого живописного цвета. Если довольно легко найти в орнаментально-декоративном искусстве, например, в печатном цвет­ном текстильном рисунке, родственные сочетания, то в живописи эти сочетания найти труднее, по­скольку наряду с основными цветами почти во всех картинах в той или иной мере присутствуют конт­растные им цвета. Но в то же время существует множество живописных работ, в которых свободно усматривается общий цветовой тон. Например, о по­ясном «Портрете Жанны Самари» Ренуара (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина) легко скажешь, что он розовый, хотя в нем много бирюзового цвета и зеленых оттенков, возникших на теле под влиянием розового фона.
 (голосов: 2)
Напечатать


sobor.jpg

Популярные статьи

Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение

П. Кончаловский. Автопортрет с женой
П. Кончаловский. Автопортрет с женой

Фламандский мастер школы Рубенса. Голова старика
Фламандский мастер школы Рубенса. Голова старика

Ренуар. Портрет Жанны Самари
Ренуар. Портрет Жанны Самари

Сезанн. Автопортрет
Сезанн. Автопортрет

Гоген. Попугаи
Гоген. Попугаи

Пикассо. Старый нищий с мальчиком
Пикассо. Старый нищий с мальчиком

Зависимость светотени от световой среды
Рис. 6. Зависимость светотени от световой среды.  Изменение  светотени происходит в зависимости от о ...

Изменение фаз светотени
Рис. 8. Изменение   фаз светотени. Фазы  светотени меняются в соответствии   с изменением  световой  ...

Схема отражения света
Схема отражения света

Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31