Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
Искусство создания сайтов » Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи » Определение цветовых сочетаний в живопи­си

21 апреля 2009

Определение цветовых сочетаний в живопи­си

Категория: Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи | Просмотров: 5112

При определении цветовых сочетаний в живопи­си нельзя подходить чисто статистически, перечис­ляя все наличествующие цвета. Такой подход приво­дит к тому, что почти все живописные произведения попадают в одну и ту же группу. Следует учитывать не фактически наличествующие цвета, а только те, которые активно участвуют в формировании коло­рита. В этюде к портрету Самари зеленоватые оттен­ки и бирюзовый цвет платья, несмотря на занимае­мую ими площадь, не дают основания назвать порт­рет зелено-розовым, они выключаются из оценки цветовой тональности произведения, они пассивны в формировании колорита.
К однотонной живописи мы уверенно относим работу Пикассо «Старый нищий с мальчиком» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), хотя в этом произведении можно обнару­жить охристые тона. Как и в случае с портретом Самари, колористический результат надо оценивать не по фактически встречающимся в композиции цве­там, а лишь по тем из них, которые изменяют впе­чатление о цветности произведения, то есть актив­но участвуют в формировании колорита.
«Автопортрет» Сезанна (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина) — типичный при­мер гармонии контрастных сочетаний, хотя в нем усматривается сине-зеленоватый общий цвето­вой тон. Этот портрет нельзя отнести к образцу гар­монии родственных тонов, коль скоро телесно-ох­ристые и розовые тона существенно влияют на колорит.
Если судить только по цветам, активно форми­рующим колорит, то к гармонии родственных и род­ственно-контрастных сочетаний можно отнести мно­го произведений: картину Моне «Руанский собор в полдень» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), картину Коро «Порыв ветра» (Художественный музей в Реймсе), пейзаж Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина) и многие другие.
Интересно заметить, что фактически «Порыв вет­ра» Коро написан с большим участием зеленых кра­сок, но воспринимается как основанный на сочета­нии коричневых и желтых тонов. Разумеется, при оценке колорита надо брать во внимание восприни­маемые цвета. В этом и во всех других случаях мы говорим о том, как цвет выглядит в произведе­нии, как он воспринимается, а не каков он колори­метрически.
Картины Ван Гога «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключенных» (обе в Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), по тем же соображениям, что и «Портрет Жанны Самари» Ренуара, мы относим к примерам живописи, основанной на родственных сочетаниях.
К родственно-контрастным сочетаниям можно от­нести колорит картины Пикассо «Девочка на шаре» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина) или картину Гогена «Жена короля» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина). К произведениям, основанным на контрастных со­четаниях, отнесем картину Пикассо «Странствую­щие гимнасты» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), натюрморт Гогена «Попу­гаи» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), натюрморт Матисса «Фрукты и брон-^ за» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), произведения Сезанна «Мужчина с трубкой» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина) и «Цветы» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина), картину Ре­нуара «Обнаженная» (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина).
Сочетания этого типа более всего распространены в живописи. Они в равной мере встречаются как в живописи с явно подчеркнутой контрастностью, так и в живописи крайне мягкой трактовки, кото­рую трудно назвать контрастной. Например, рену­аровская «Обнаженная» выполнена в ослабленных малонасыщенных цветах и не производит впечатле­ния контрастной, а названные работы Сезанна конт­растны.
Впечатление от цветов меняется в зависимости от их взаимного расположения. Колорит в натюрмор­те Гогена «Попугаи» производит впечатление гораз­до большей контрастности, чем в натюрморте Ма­тисса «Фрукты и бронза», хотя сами цветовые соче­тания и в том, и в другом контрастны в одинаковой мере. По в натюрморте Гогена контрастирующие цвета непосредственно сопоставлены, а у Матисса разбросаны по всему холсту, рассредоточены.
Композицию цвета типизировать чрезвычайно трудно из-за многообразия ее форм. Но все же мож­но выделить три основных формы расположения цветов: непосредственное сопоставление (соприкосно­вение) контрастирующих цветов, размещение их на каком-то удалении друг от друга и полное отсутст-
вие в композиции контрастирующих цветов. Впечат­ление наибольшей контрастности дают композиции первого типа, наименьшей контрастности — компо­зиции третьего типа. Такое подразделение цветовых композиций приводит, разумеется, к грубой схеме. В действительности многочисленные варианты и промежуточные типы обеспечивают разнообразие результатов.
На вид колорита влияет также трактовка цвета, которая бывает и лапидарно локальной, как в жи­вописи А. А. Дейнеки, и локальной, но несколько обогащенной градациями, выявляющими формы, как у К. С. Петрова-Водкина, и сложной, какуА. А. Кон-^ чаловского. Наконец, трактовка цвета бывает дроб­ной, как у пуантилистов. Живопись всякий раз вы­глядит по-разному, то более однообразной и сухой, то более воздушной, легкой, то более тяжеловесной, а при технике раздробленности мазка (то есть у пу­антилистов) особенно прозрачной и трепетной.
Основные типы трактовки цвета в живописи мо­жно классифицировать по пяти рубрикам: совер­шенно локальная трактовка, локально-обогащенная, обогащенная, многооттеночная и дробленая (расчле­ненная). Это тоже схематично, огрублено и не исчер­пывает безграничных возможностей в индивидуаль­ных особенностях воспроизведения цвета.
Говоря о колорите в архитектуре, прежде всего надо отметить его элементарность по сравнению с колоритом в живописи. В архитектурном колорите можно усмотреть всего два типа: достигаемый пре­имущественно светом (освещением) и достигаемый преимущественно цветом (окраской, либо примене­нием разноцветных конструктивных и отделочных материалов). Задача цветового решения архитекту­ры сводится к подбору локальных цветов. Все, что говорилось о цветовой гармонии применительно к
колориту в живописи, сохраняет свое значение и для колорита в архитектуре. Соображения относи­тельно композиции цветов также распространяются на колорит в архитектуре, но о трактовке цвета го­ворить не приходится, коль скоро в архитектуре трактовка цвета всегда одного и того же порядка.
Итак, подразделяя колорит на типы и виды, ко­торые зависят от структуры освещения в картинах и от наличия в них цветов, можно колориту любо­го произведения живописи найти соответствующее место в общем многообразии колористических форм, последовательно, полно и ясно его описать, выяснить его отличие от колорита других произведений. Ра­зумеется, данная предлагаемая система классифи­кации не является единственной. Могут быть пред­ложены другие системы, основанные на иных принципах. Но эта система нам представляется возможной и вполне логичной.
 (голосов: 3)
Напечатать


janna.jpg

Популярные статьи

Фрагмент фасада в штукатурке
Фрагмент фасада в штукатурке

Приемы изображения каменных и чугунных деталей архитектуры
Приемы изображения каменных и чугунных деталей архитектуры

Деталь деревянного сооружения в крупном масштабе
Деталь деревянного сооружения в   крупном масштабе

Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка. Конечная стадия работы.
Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка

Приемы перспективного изображения
Приемы перспективного изображения

H. Ге. Голгофа
H. Ге. Голгофа

А. Пластов. Сенокос
А. Пластов. Сенокос

Работа кисти
Рис. 39. Работа кисти: а — опущенная кисть от­дает краску; б— приподнятая кисть вбирает ...

Инструменты и оборудование
Инструменты и оборудование

Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей
Рис. 52. Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей. Ко­лорит тако ...

Календарь

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31