Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
Искусство создания сайтов » Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит » Цвет — одно из средств живописи

21 апреля 2009

Цвет — одно из средств живописи

Категория: Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит | Просмотров: 5526

Итак, цвет — одно из средств живописи, всегда участвующее в создании художественного образа совместно с другими средствами. Он приобретает определенную художественную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с ос­тальными цветами, то есть в систему цветов. Но система цветов — это уже колорит. При всей важ­ности и значении проблемы колорита, ее теорети­ческая разработка еще не завершена. Имеющиеся публикации, во-первых, малочисленны, во-вторых, в ряде случаев вопросы колорита в них не отделя­ются от вопросов цвета в живописи, а они различ­ны. Цвет в живописи не является, подобно коло­риту, элементом художественной формы. Оценка цвета в картинах предопределяется содержанием изображенного. Совокупность цветов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом, на­деленных определенным предметным смыслом, об­разует конкретный, чувственно воспринимаемый строй, способный выразить содержание. Другими словами, единоцелостно воспринимаемая система цветов становится элементом, составной частью, одной из граней художественной формы.
Предпринимались неоднократные попытки свя­зать вопросы колорита с проблемой так называемой гармонии цветов, при этом под гармоничными цве­тами нередко понимались красиво сочетающиеся. Не говоря о моментах субъективности любой нор­мативной эстетики цвета, не надо еще забывать, что в картинах, соответственно творческому замы-
слу, порой нарочито подбираются «негармоничные» цветовые сочетания. Создание теорий «цветовой гармонии», так же, как и разработка норм эмоцио­нального, либо «морально-нравственного» воздей­ствия цветов на человека6, мало продвинуло разра­ботку теории колорита в живописи. Когда иные картины в целях экспрессии исполняются в «не­гармоничных» цветах, они все же не лишаются колорита.
Существенно отметить, что попытки разработ­ки эстетики цвета предпринимались большей ча­стью представителями естествознания, а вопросы цвета в живописи и колорита относятся к сфере искусствознания. Рассмотрение такого рода проб­лем с точки зрения психофизиологии зрения, к тому же отвлеченное, не основанное на материале искусства, заведомо обречено на неудачу. Далее существенно уточнить понимание негармоничности. Так называемые негармоничные сочетания предста­вляют собой более сложные случаи той же гармо­нии. В рассуждениях теоретиков о цветовой гармо­нии нередко можно встретить аналогии с музыкаль­ными консонансами и диссонансами. Но такие аналогии вызывают недоумения, ибо музыкальный диссонанс отличается от консонанса тем, что требует, разрешения (консонанс его не требует), и музы­кальная гармония не исключает диссонансы. Живо­писи же, лишенной колорита, не существует и не может существовать, коль скоро за колорит прини­мается единоцелостно воспринимаемая система цве­тов. Не может быть живописного произведения без цветовой системы, то есть без цветов (тогда это не будет живописью), либо с набором независимых, никак между собой не согласованных, не соподчи­ненных, не составляющих систему цветов. Даже в однотонной гризайли имеются оттенки и световые переходы, то есть наличествуют различные цвета (хотя одного и того же цветового тона). Правда, среди художников и даже искусствоведов бытует мнение, что бывают живописцы колористы и неколо­ристы. На самом деле любой живописец является ко­лористом. Различие может проявляться в уровне колористического мастерства. Разногласия возника­ют вследствие того, что иные художники и теорети­ки подразумевают под колоритом определенное ка­чество живописи, которое не является обязательным и всеобщим. К колористам относят таких живопис­цев, как Тициан и Веласкес, ставя под сомнение наличие колорита у многих мастеров живописи (даже у Рембрандта). Но, во-первых, если таким образом понимать колорит, то надо вводить новый термин для определения системы цветов, во-вторых, такая постановка сужает понятие колорита. Нами мыслится под колоритом организованная совокуп­ность или система цветов художественного произве­дения. Она может быть плохо организованной, как это бывает у малоспособных и малограмотных жи­вописцев, но и у них она все же присутствует.
Разумеется, понятие колорит можно истолковать и в более узком смысле, то есть как качественный признак живописи; в таком случае для всей сово­купности цветов следует пользоваться термином «система цветов». Очевидно, что система цветов живописного произведения определяет его колорит. Следовательно, колорит и система цветов являются понятиями однозначными.
При хорошей организации цветовой системы малейшее изменение хотя бы одного из цветов ведет к ее распаду. Если возможны произвольные изме­нения цветов, значит система не организована. С другой стороны низкое качество колорита непосред­ственно связано с недостаточной культурой самого цвета, с недостаточно верной тональной соподчинен-ностью. При вялых, невыразительных и неопреде­ленных цветах не может быть хорошего колорита. Иначе — качество колорита зависит от достоинства составляющих систему цветов.
Встречаются такие произведения живописи, в которых цвета и их сочетания нарочито подбира­ются в расчете на внешнюю красивость, хотя бы она противоречила существу произведения. Ясно, что в таких случаях колорит получается «слащавым», неглубоким, неубедительным, невыразительным.
Наблюдаемые в природе цвета выглядят очень сложными. В результате влияний окружающей сре­ды и освещения они изменяются по своим свойст­вам, приобретая многочисленные оттенки, меняясь по фактурным характеристикам. В живописи можно передавать цвета со всеми наблюдаемыми градация­ми, но можно их обобщать. В последнем случае надлежит находить характер цветов, который выра­жал бы эти изменения. Если же цвет взят пример­но, приблизительно, без учета влияний на него световой и цветовой среды, и воспроизведен он лишь подходящей краской либо красочной смесью, если с первого взгляда можно безошибочно назвать эту краску или красочную смесь, то нельзя говорить о полноценном живописном воспроизведении. Полу­чается то, что живописцы обычно называют рас­краской.
Приняв во внимание понятие тональности, мож­но еще полнее дать определение колорита, предста­вив его как совокупность цветов живописного про­изведения единой тональности.
Поскольку тональность определяется подчинен­ностью цветов условиям воспроизведенного в кар­тине освещения, объединяющим началом колорита выступает свет.
Колорит, разумеется, связан с самим набором цветов и с трактовкой цвета, — локальная она или обогащенная, элементарная или сложная. Не без­различен колорит к трактовке цвета, и трактовка цвета не безразлична к колориту. Но трактовка цве­та и наличные цвета еще не определяют колорита. Можно найти примеры колористически разных про­изведений, цветовые гаммы которых примерно оди­наковы. Отвергать зависимость колорита от нали­чествующих в картине цветов было бы безрассудно, но существенно, что единая цветовая система (то есть колорит) организуется при посредстве света, что и является первостепенным.
 (голосов: 1)
Напечатать


nestor.jpg

Популярные статьи

Приемы изображения каменных и чугунных деталей архитектуры
Приемы изображения каменных и чугунных деталей архитектуры

Изменение фаз светотени
Рис. 8. Изменение   фаз светотени. Фазы  светотени меняются в соответствии   с изменением  световой  ...

Второй тип панорамы
Второй тип панорамы определяется нормальной точкой зрения, когда зритель находится на возвышенном ме ...

Фрагмент фасада в штукатурке при рассеянном свете облачного неба теплой окраски
Фрагмент фасада в штукатурке при рассеянном  свете  облачного неба теплой  окраски

Деталь деревянного сооружения в крупном масштабе
Деталь деревянного сооружения в   крупном масштабе

Деревянная архитектура при пасмурном освещении
Деревянная архитектура при пасмурном освещении

Изображение керамического карниза в крупном масштабе при солнечном осве­щении и облачном небе
изображение керамического карниза в крупном масштабе при солнечном осве­щении и облачном небе

Кресло красного дерева
Кресло красного дерева.

Фраг­мент картины Ф. А. Васильева «После дождя»
Рис. 18. Влияние воздушной и световой перспективы на цвет предметов. Фраг­мент картины Ф. А. Василье ...

Работа кисти
Рис. 39. Работа кисти: а — опущенная кисть от­дает краску; б— приподнятая кисть вбирает ...

Календарь

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31