Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
Искусство создания сайтов » Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит » Цвет — одно из средств живописи

21 апреля 2009

Цвет — одно из средств живописи

Категория: Цвет и колорит » Цвет в живописи и колорит | Просмотров: 6012

Итак, цвет — одно из средств живописи, всегда участвующее в создании художественного образа совместно с другими средствами. Он приобретает определенную художественную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с ос­тальными цветами, то есть в систему цветов. Но система цветов — это уже колорит. При всей важ­ности и значении проблемы колорита, ее теорети­ческая разработка еще не завершена. Имеющиеся публикации, во-первых, малочисленны, во-вторых, в ряде случаев вопросы колорита в них не отделя­ются от вопросов цвета в живописи, а они различ­ны. Цвет в живописи не является, подобно коло­риту, элементом художественной формы. Оценка цвета в картинах предопределяется содержанием изображенного. Совокупность цветов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом, на­деленных определенным предметным смыслом, об­разует конкретный, чувственно воспринимаемый строй, способный выразить содержание. Другими словами, единоцелостно воспринимаемая система цветов становится элементом, составной частью, одной из граней художественной формы.
Предпринимались неоднократные попытки свя­зать вопросы колорита с проблемой так называемой гармонии цветов, при этом под гармоничными цве­тами нередко понимались красиво сочетающиеся. Не говоря о моментах субъективности любой нор­мативной эстетики цвета, не надо еще забывать, что в картинах, соответственно творческому замы-
слу, порой нарочито подбираются «негармоничные» цветовые сочетания. Создание теорий «цветовой гармонии», так же, как и разработка норм эмоцио­нального, либо «морально-нравственного» воздей­ствия цветов на человека6, мало продвинуло разра­ботку теории колорита в живописи. Когда иные картины в целях экспрессии исполняются в «не­гармоничных» цветах, они все же не лишаются колорита.
Существенно отметить, что попытки разработ­ки эстетики цвета предпринимались большей ча­стью представителями естествознания, а вопросы цвета в живописи и колорита относятся к сфере искусствознания. Рассмотрение такого рода проб­лем с точки зрения психофизиологии зрения, к тому же отвлеченное, не основанное на материале искусства, заведомо обречено на неудачу. Далее существенно уточнить понимание негармоничности. Так называемые негармоничные сочетания предста­вляют собой более сложные случаи той же гармо­нии. В рассуждениях теоретиков о цветовой гармо­нии нередко можно встретить аналогии с музыкаль­ными консонансами и диссонансами. Но такие аналогии вызывают недоумения, ибо музыкальный диссонанс отличается от консонанса тем, что требует, разрешения (консонанс его не требует), и музы­кальная гармония не исключает диссонансы. Живо­писи же, лишенной колорита, не существует и не может существовать, коль скоро за колорит прини­мается единоцелостно воспринимаемая система цве­тов. Не может быть живописного произведения без цветовой системы, то есть без цветов (тогда это не будет живописью), либо с набором независимых, никак между собой не согласованных, не соподчи­ненных, не составляющих систему цветов. Даже в однотонной гризайли имеются оттенки и световые переходы, то есть наличествуют различные цвета (хотя одного и того же цветового тона). Правда, среди художников и даже искусствоведов бытует мнение, что бывают живописцы колористы и неколо­ристы. На самом деле любой живописец является ко­лористом. Различие может проявляться в уровне колористического мастерства. Разногласия возника­ют вследствие того, что иные художники и теорети­ки подразумевают под колоритом определенное ка­чество живописи, которое не является обязательным и всеобщим. К колористам относят таких живопис­цев, как Тициан и Веласкес, ставя под сомнение наличие колорита у многих мастеров живописи (даже у Рембрандта). Но, во-первых, если таким образом понимать колорит, то надо вводить новый термин для определения системы цветов, во-вторых, такая постановка сужает понятие колорита. Нами мыслится под колоритом организованная совокуп­ность или система цветов художественного произве­дения. Она может быть плохо организованной, как это бывает у малоспособных и малограмотных жи­вописцев, но и у них она все же присутствует.
Разумеется, понятие колорит можно истолковать и в более узком смысле, то есть как качественный признак живописи; в таком случае для всей сово­купности цветов следует пользоваться термином «система цветов». Очевидно, что система цветов живописного произведения определяет его колорит. Следовательно, колорит и система цветов являются понятиями однозначными.
При хорошей организации цветовой системы малейшее изменение хотя бы одного из цветов ведет к ее распаду. Если возможны произвольные изме­нения цветов, значит система не организована. С другой стороны низкое качество колорита непосред­ственно связано с недостаточной культурой самого цвета, с недостаточно верной тональной соподчинен-ностью. При вялых, невыразительных и неопреде­ленных цветах не может быть хорошего колорита. Иначе — качество колорита зависит от достоинства составляющих систему цветов.
Встречаются такие произведения живописи, в которых цвета и их сочетания нарочито подбира­ются в расчете на внешнюю красивость, хотя бы она противоречила существу произведения. Ясно, что в таких случаях колорит получается «слащавым», неглубоким, неубедительным, невыразительным.
Наблюдаемые в природе цвета выглядят очень сложными. В результате влияний окружающей сре­ды и освещения они изменяются по своим свойст­вам, приобретая многочисленные оттенки, меняясь по фактурным характеристикам. В живописи можно передавать цвета со всеми наблюдаемыми градация­ми, но можно их обобщать. В последнем случае надлежит находить характер цветов, который выра­жал бы эти изменения. Если же цвет взят пример­но, приблизительно, без учета влияний на него световой и цветовой среды, и воспроизведен он лишь подходящей краской либо красочной смесью, если с первого взгляда можно безошибочно назвать эту краску или красочную смесь, то нельзя говорить о полноценном живописном воспроизведении. Полу­чается то, что живописцы обычно называют рас­краской.
Приняв во внимание понятие тональности, мож­но еще полнее дать определение колорита, предста­вив его как совокупность цветов живописного про­изведения единой тональности.
Поскольку тональность определяется подчинен­ностью цветов условиям воспроизведенного в кар­тине освещения, объединяющим началом колорита выступает свет.
Колорит, разумеется, связан с самим набором цветов и с трактовкой цвета, — локальная она или обогащенная, элементарная или сложная. Не без­различен колорит к трактовке цвета, и трактовка цвета не безразлична к колориту. Но трактовка цве­та и наличные цвета еще не определяют колорита. Можно найти примеры колористически разных про­изведений, цветовые гаммы которых примерно оди­наковы. Отвергать зависимость колорита от нали­чествующих в картине цветов было бы безрассудно, но существенно, что единая цветовая система (то есть колорит) организуется при посредстве света, что и является первостепенным.
 (голосов: 1)
Напечатать


mnishek.jpg

Популярные статьи

Сумеречное освещение
Сумеречное освещение

Бронзовые часы
Бронзовые часы

Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской
Кранах. Портрет герцогини Катарины Мекленбургской

Карандашный контур
Карандашный контур  

Пасмурное освещение
Пасмурное освещение

Сезанн. Автопортрет
Сезанн. Автопортрет

Деталь деревянного сооружения в крупном масштабе
Деталь деревянного сооружения в   крупном масштабе

Приемы перспективного изображения
Приемы перспективного изображения

В. Серов. Портрет Генриэтты Гиршман
В. Серов. Портрет Генриэтты Гиршман

Деревянная архитектура при пасмурном освещении
Деревянная архитектура при пасмурном освещении

Календарь

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31