Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи » Живопись стран Дальнего Востока

21 апреля 2009

Живопись стран Дальнего Востока

Категория: Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи | Просмотров: 6403

В живописи стран Дальнего Востока можно ус­мотреть еще один, уже шестой тип колорита. В этой живописи не воспроизводятся наблюдаемые в при­роде освещение, объемность форм и пространствен­ная глубина. Цвета в ней согласуются по тональной соподчиненности, соответствуя одному уровню осве­щенности, будто все (в пределах одной композиции) освещено равноинтенсивным цветом. Принцип со­ответствия условиям освещения сохраняется и в этом случае. Но одно дело — соответствие структуре осве­щения, другое — соответствие его уровню. В целом же колорит дальневосточной живописи остается системой цветов единой тональности (при этом нужно всегда помнить, что в старой китайской и японской живописи главенствует не изображение действительности, а своего рода авторский рас­сказ о ней.
Может сложиться впечатление, что колорит жи­вописи стран Востока: Китая, Японии, Ирана и ко­лорит живописи Древней Руси принадлежат к одно­му и тому же типу. Действительно, в колорите Древней Руси также не воспроизводится освещение. Од­нако, в древнерусской живописи всегда наличеству­ет свето-цветовая среда. Натурное освещение, как та­ковое, в этой живописи не воспроизводится, но свет наличествует (правда, как уже отмечалось, не внеш­ний, падающий извне, а «собственный», как бы из­лучаемой изнутри). Здесь возможно сомнение, не от­носится ли это только к тем произведениям, в ко­торых наблюдается эффект свечения красок? Однако и там, где нет такого эффекта, имеется какая-то «внутренняя» освещенность. Непосредственно сопо­ставляя, скажем, иранскую миниатюру с произве­дениями псковской живописи XIV—XV веков, легко убедиться в существенной разнице их колорита. В русской иконе всегда ощущается связь со светом, краски же восточной живописи, особенно иранской, не несут на себе признаков освещенности. Это же об­стоятельство в какой-то мере объясняет отсутствие светотени в последней.
Итак, установлены типы колорита, характери­зующиеся различной структурой света в произведе­ниях. Быть может, данная типологическая система не охватывает всего колористического богатства ми­ровой живописи и можно выявить и другие типы или же сократить число установленных путем объ­единения некоторых из них. Важным оказывается то, что подобным разбором представилась возмож­ность подразделить все колористическое многообра­зие на несколько типов по одному единому признаку. Таким признаком в первую очередь оказалась струк­тура света. В самом деле, вне освещения не воспри­нимается внешний, окружающий материальный мир, вне освещения немыслимо изображение. И в китай­ской живописи, и в древнерусской, и в произ­ведениях живописи XX века краски воспринима­ются только потому, что они отражают свет. Вне
связи со светом нельзя говорить о цвете. Меняется свет — меняются и цвета. Цветовой строй как вос­производимого, так и воспроизведения, в первую очередь, определяется светом, его характером, его структурой.
Есть ли основания искать какие-либо другие ко­лористические типы? Предпосылок к этому нет. В самом деле, изображение может быть равномерно и полностью освещено, или же полностью погруже­но в тень и лишь отдельные его части или состав­ляющие его элементы выделены светом. И в том, и в другом случаях цветовая система может стро­иться на основе соображений, вытекающих из твор­ческого замысла, и может полностью быть подчи­ненной закономерностям натуры. Свет в картине мо­жет в большей или меньшей мере воспроизводить натурное освещение, либо быть аналогичным ему и может быть совершенно не связанным с ним, не­зависимым от естественного освещения. Наконец, живопись может воспроизводить световую среду (природную или собственную), и может ее не вос­производить. Если, характеризуя колорит, исходить из структуры света, то другие типы колорита, кро­ме перечисленных, невозможны.
Однако, как уже отмечалось, колорит в конечном счете определяется не только структурой света в картине, а еще наличными цветами, их трактовкой и композицией. В рамках каждого типа образуются различные колористические виды. Колористическое разнообразие в живописи не исчерпывается схемой из шести колористических типов. Тип колорита еще не дает представления о колорите отдельной кар­тины, однако первоначальное впечатление всегда бывает связано со структурой света в ней. Начиная говорить о колорите, мы, прежде всего, называем картины светлыми, либо темными, равномерно освещенными в пределах всего изображения, или же погруженными в тень, с ярко освещенными отдель­ными объектами изображения и т. д. Колорит Ти­циана и Рембрандта относится к одному и тому же типу, но у этих мастеров он совершенно различен. Разница определяется совокупностью цветов, их сум­мой и характером, цветовой гаммой и ее строем, отношением света к цвету. Можно привести много примеров несхожести колорита произведений при од­ном и том же колористическом типе.
Возникает вопрос, целесообразно ли выяснение типов колорита, если они его не определяют? Да, целесообразно, если учесть ранее сказанное о зави­симости общей и первоначальной оценки цветового строя картины, то есть колорита, от структуры света и характера освещения.
Самая общая, первоначально замечаемая особен­ность колорита связана со структурой света в кар­тине, но окончательная его оценка, его индивидуаль­ный облик предопределяется наличным составом цветов композиции, их сочетаний, трактовкой цве­та, цветовой композицией. Одни и те же цвета, одна и та же цветовая гамма при ином взаимном рас­положении цветов, при иных количественных от­ношениях между ними образуют различный коло­рит. Совершенно одинаковые цветовые композиции при разных структурах света обусловливают так же различный колорит. При этом возможное коли­чество световых структур ограничено, а виды колорита разнообразны практически до безгранич­ности.
 (голосов: 2)
Напечатать


georgiy.jpg

Популярные статьи

Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал»
Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал»

Ренуар. Портрет Жанны Самари
Ренуар. Портрет Жанны Самари

Схема красочного слоя
Схема красочного слоя

План помещения с рисунком паркетного пола
План помещения с рисунком паркетного  пола

Фрагмент фасада в штукатурке при рассеянном свете облачного неба теплой окраски
Фрагмент фасада в штукатурке при рассеянном  свете  облачного неба теплой  окраски

Деревянная архитектура при пасмурном освещении
Деревянная архитектура при пасмурном освещении

Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка
Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка

Приемы перспектив­ного изображения
Приемы перспектив­ного изображения

Приемы изображения панорамы гидроузла
Приемы изображения панорамы гидроузла

Второй тип панорамы
Второй тип панорамы определяется нормальной точкой зрения, когда зритель находится на возвышенном ме ...

Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30