Искусство создания сайтов > Творческая тенденция > ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ


Как выше было показано, колорит в природе зависит от трех причин: от световой среды, от цвета предметов и от свойств нашего зрения. Однако колорит изображения во многом зависит и от четвертой причины — от направленности работы художника, от его творческой тенденции.
Что понимается под тенденцией изобразительной работы?
Между зрительным впечатлением от предмета и нанесением красок на картинную плоскость с целью его изображения в нашем сознании происходит сложный мыслительный процесс. Этот процесс всегда имеет определенную направленность в зависимости от инди­видуальных особенностей автора, его мировоззрения, от того, на каких чертах предмета или явления сосредоточивается автор, в зависимости от тех мыслей и чувств, которые он собирается вложить в свое произведение. Все это неизбежно влияет на образы, склады­вающиеся в сознании автора, и на их изображение. Так создается та самая тенденция работы, которая в конечном счете определяет характер изображения и характер колорита.
Процесс образного мышления не является предметом нашего изложения в настоящей книге, но с ним необходимо познакомиться хотя бы в общих чертах, чтобы ориентиро­ваться в работе.
Передача живописного состояния видимого предмета является главной задачей техники живописи.
Для правдивой передачи живописного состояния предмета необходимо ясное, глубокое и образное представление о состоянии его освещенности и обо всем предмете в целом. Без этого невозможна профессиональная работа. Иначе она будет носить поверхностный, ди­летантский характер.
Как складывается представление?
Во-первых, из зрительных наблюдений в натуре, без которых нельзя вообще что-либо знать об окружающем. Во-вторых, из всестороннего знания предмета, которое развивается вместе с подъемом общего уровня современных представлений художника и, в-третьих, из непрестанной изобразительной практики, на которой проверяется и оценивается правиль­ность, глубина и образность воспроизводимых на картине впечатлений, оцениваемых как самим художником, так и его зрителем.
Образное представление о живописном состоянии возникает из непосредственных зри­тельных, а также осязательных ощущений, которые оставляет видимый предмет в нашем сознании. Зрительные ощущения возникают от воздействия того света, который распростра­няется видимым предметом и доставляет нам сведения о величине предмета, его форме, цвете, положении в пространстве. Зрение дает сведения о предмете, но сведения эти раз­розненные, односторонние и не могут дать полного представления о нем в целом.
К деятельности зрения и других органов чувств присоединяется деятельность мышле­ния, связывающего ощущения воедино. Из совокупности разрозненных, прежде всего зри­тельных ощущений складывается восприятие живописного облика предмета в целом, его непосредственный зрительный образ. Это то чувственное восприятие, которое лежит в ос­нове познания природы.
Зрительный образ, возникающий непосредственно от воздействия видимого предмета на наше зрение, является основой для живописной работы. Ценность его заключается в том, что он является первым отпечатком виденного в нашем сознании. Как первый отпечаток, он дорог своей первоначальной свежестью, остротой первого впечатления, а также искрен­ностью и непосредственностью реакции нашего зрения и сознания на видимое. Ценность первого впечатления, перенесенного в картину, придает ей живость натуры. Это может быть эффект освещения, гармоническое сочетание красок, рельефный блеск фактуры, характер­ный оттенок цвета и т. п. Удачные наброски и этюды сберегают и накапливают этот жи­вой материал для живописного изображения. Зрительный образ воспринимаемого предмета является содержанием этюдной работы.
Однако поверхностно воспринятый непосредственный образ часто грешит неполнотой и односторонностью. Этюдная работа может отражать единичное, частное, случайное. Если в живописной работе исходить только из первых впечатлений и из непосредственных вос­приятий, то результаты ее могут оказаться внешне привлекательными и даже эффект­ными, но бессодержательными и пустыми.
Из этого чувственного материала восприятия при помощи мышления, путем всесто­роннего изучения предмета складывается представление, также весьма важное для живо­писной работы. Его отличие от восприятия и исключительная ценность для художника за­ключаются в том, что представление может воспроизвести живописный образ предмета в его отсутствии, без натуры.