Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Эстетический идеал, сложив­шийся в конкретных исторических условиях

Эстетический идеал, сложив­шийся в конкретных исторических условиях


Проследив на искусстве Древней Руси основные положения об эстетическом идеале, тесно связанном с эпохой, его породившей, мы можем продолжить эти примеры, обратившись к искусству других стран и других исторических периодов. Из этих примеров неизменно следует, что эстетический идеал, сложив­шийся в конкретных исторических условиях при конкретных общественных отношениях, неизменно определяет содержание и форму художественного произведения, а более узко — определяет характер живописи и ее колорит.
Это положение прекрасно подтверждает искусство Венеции эпохи Возрождения. Подчинив себе окрест­ные провинции, Венеция в начале XVI века превра­тилась в сильное и независимое государство-респуб­лику. В то время, когда иностранные завоеватели захватили почти всю Италию, Венеция сумела со­хранить свою политическую и государственную не­зависимость. Мировая торговля и развитое произ­водство превратили Венецию в богатейший город Европы. Экономическому процветанию сопутство­вал и культурный подъем.
Живое эмоциональное восприятие материального мира определяло художественное воплощение ок­ружающей действительности. Образы, созданные художниками, рождались из непосредственного на­блюдения действительности, и вместо четкой прора­ботки форм и строгого следования законам линей­ной перспективы (столь тщательно разработанных тосканскими и римскими художниками) у венеци­анских живописцев главным средством выражения становится цвет. Именно цвет помогал венециан­ским мастерам воплотить в картине единство пред­метов окружающего мира и сделать фигуру челове­ка более живой, меняющейся в пространстве.
Как бы ни были различны творческие индиви­дуальности венецианских художников XVI века, всех их объединяет особая звучность цвета, повы­шенный интерес к колориту.
Произведения Джорджоне овеяны мягким за­думчивым лиризмом. Для создания этого настрое­ния художник использует главным образом выра­зительность колорита.
Живопись Тициана отличается особым богатст­вом цвета, сочностью красок, колористической ин­тенсивностью. Творческая зрелость Тициана отно­сится к 1518—1530 годам, когда художник выпол­няет огромное количество работ на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. Колорит его произведений этой поры неизменно строится на звучном приподнятом сочетании пурпурно-красного и синего цветов. В 50-е годы феодально-католиче­ская реакция коснулась и Венеции. Изменения, про­изошедшие в республике, сказались и на творениях Тициана. Все чаще у него появляются темы чело­веческого страдания («Святой Себастьян», «Бичева­ние Христа»), все чаще в своих полотнах он отхо­дит от ясного контраста звучных цветовых пятен, которые сменяют светлотные контрасты. В дальней­шем сверкающий колорит тициановских творений претерпевает ряд изменений, а у последователей Ти­циана появляется сухость красочных сочетаний, ут­рачивается былая эмоциональная насыщенность, ее заменяет холодность и нарочитость.
Еще рельефнее связь искусства с идеалом эпохи проявила себя в живописи Голландии XVII века. Сороковые годы  этого  столетия явились  переходным периодом между двумя этапами развития гол­ландского искусства,— это время, когда изжива­ются старые демократические идеалы и формиру­ются новая буржуазная идеология и новые худо­жественные течения. В области художественных средств — это период, когда на основе монохромной живописи предшествующего десятилетия начинают возникать новые, более богатые красочные возмож­ности тонального колорита.
Примеров, подтверждающих тесную связь живо­писи, в частности, колорита живописных произве­дений с общественным идеалом эпохи, можно при­вести великое множество. Так же наглядно можно проследить неотделимость живописи от обществен­ных идеалов и стиля эпохи.