Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Эстетический идеал

Эстетический идеал


С изменением эстетического идеала изменяется искусство как по содержанию, так и по форме. Рас­смотрим этот вопрос на материале древнерусского искусства, ограничившись всего четырьмя примера­ми: искусство Киева XI века, Владимира XII века, Новгорода XIV века и Москвы конца XIV—начала XVI века. Оговоримся, что такой обзор отнюдь не подменяет исторического исследования, требующего полноты и последовательности.
Живопись неразрывно связана с общим истори­ческим процессом: экономическим, общественно-по­литическим, общекультурным. В IX—X веках цент­ром культуры и искусства Древней Руси становит­ся Киев, объединявший тогда огромные территории. При Владимире, в 988—989 годах, Русь приняла от Византии христианство. В новой для русских людей религии господствовали идеи карающей силы бо­жества, покорности смертного воле всевышнего, бо­жественного происхождения власти земных прави­телей. С принятием христианства на Руси опреде­лился коренной перелом в ее культурной жизни, в частности в области искусства.
В это же время установились связи Руси с За­падной Европой. Русь знакомилась не только с гре­ческой, но и с романской культурой. И все, взятое со стороны, перестраивалось на Руси на свой лад, носило ярко выраженные самобытные черты.
Как отмечает В. Н. Лазарев, «...в XI веке худо­жественные достижения Киева, намного опередив­шие решения романских мастеров, были передовы­ми для всей Европы»".
Расцвет искусства Киевской Руси был обуслов­лен, таким образом, ее общественным положени­ем. Новое искусство было проникнуто идеями, при­несенными христианством. Однако христианство привилось не сразу, приспосабливаясь к привыч­ным народу представлениям древней языческой ре­лигии. Язычество переплеталось с христианством, что продолжалось на Руси довольно длительное время.
Искусство Киевской Руси было тесно связано с византийскими традициями и тем не менее имело свое лицо. (Так было и в последующие времена, во Владимиро-Суздальском княжестве при Андрее Бо-голюбском и Всеволоде Ш.) Среди центров мировой культуры Киев занимал особое место. Нельзя не согласиться с положением, выдвинутым М. В. Ал­патовым, что причины успехов Киева «...были в том, что еще в период распада общинно-родового строя и возникновения государства славяне в итоге своего самостоятельного развития подошли к выработ­ке нового взгляда на мир и на человека, который позднее так ярко проявился в искусстве Киевской Руси».
Во второй половине XI века в жизни древнерус­ского государства происходят изменения. Князья расширяют свои владения. Между княжествами ве­дутся непрерывные междоусобные войны. Распространяются монастырские воззрения о греховности земной жизни. Это находит отражение в искусстве.