Искусство создания сайтов > Перспектива > КОМПОЗИЦИЯ И КОЛОРИТ ПЕРСПЕКТИВЫ

КОМПОЗИЦИЯ И КОЛОРИТ ПЕРСПЕКТИВЫ


Для полного представления об архитектурном облике сооружения перспектива имеет решающее значение.
На перспективе здания наиболее выпукло проявляется художественная сторона архи­тектуры. На таком чертеже зритель полностью охватывает всю форму сооружения, видит, насколько удачно встроено новое здание в свое окружение. На перспективе новое здание как бы примеряется к существующей обстановке. По перспективе проверяется принимае­мое решение.
Для того чтобы перспектива могла выполнить свои функции, она должна просто и ясно рассказать обо всем этом зрителю. Поэтому реалистический характер перспективы имеет для практического строительства наибольшее значение. Только реалистическое изображение имеет познавательный смысл, только по реальному чертежу можно принять правильное ре­шение о строительстве. Здесь, как ни в каком другом изобразительном искусстве, выра­стает роль реалистичности контрольного изображения. На осуществление каждого здания тратятся значительные государственные средства. Реалистическая проектная графика по­могает дать этим средствам верное направление.
Перед исполнением перспективы делают эскиз. На эскизе определяют величину и про­порции картины, местоположение сооружения на картинной плоскости, величину его изо­бражения по отношению ко всей плоскости картины, характер общего колорита, характер светотени; определяют композиционный центр изображения, на котором будет сосредото­чено внимание зрителя, и те наиболее важные детали, которые должны будут подвер­гаться подробному рассмотрению зрителя и служить полному раскрытию архитектурного образа. Эскизная работа всегда предшествует исполнительской. В эскизах проверяются из­бираемые приемы, сравниваются, оцениваются и уточняются сообразно задаче. Эскиз со­держит определенные приемы решения, дает уверенность в технике исполнения, способ­ствует совершенной реализации ясно выявленной идеи.
Работа, производимая без эскиза, сама превращается в эскиз, на котором пробуют и меняют приемы. Такую работу, связанную с неизбежными переделками, нет возможности выполнить технически совершенно. Работа выглядит, как большой эскиз, грязно, выму-ченно, непривлекательно.
Первое, что определяют в эскизе пер­спективы,— точка зрения на архитектурное сооружение: далеко или близко стоит зда­ние, видно ли оно сверху или снизу, на­сколько его уровень выше человеческого роста и т. д.
Если сооружение невелико, как, напри­мер, памятник или парковая скульптура (рис. 112), то глаз зрителя находится на уровне половины пьедестала. Горизонт по условиям линейной перспективы пересекает сооружение по середине. Если оно больше, то глаз зрителя находится на нижнем уров­не по отношению ко всей высоте здания. Таким образом, когда нужно показать, что сооружение велико, горизонт на чертеже перспективы, как правило, берут низко; для небольшого сооружения — высоко.
Опущенный горизонт по отношению к высоте здания придает ему больше вели­чественности. Этим, однако, в перспективе не следует пользоваться ради внешнего эф­фекта и в ущерб правдивой передаче дей­ствительности. Приподнятый горизонт при­нижает сооружение, делает его менее зна­чительным, придает ему более обыденный характер.
Положение горизонта на картине во всех случаях должно соответствовать реаль­ным условиям видимости сооружения в на­туре.
Близкое сооружение заполняет поле зрения, оно должно заполнить и картинную плоскость перспективы. Далекое сооруже­ние на картинной плоскости должно иметь большие поля окружающего фона.
Положение горизонта на картинной плоскости, степень заполнения картины изо­бражением здания и соотношение его ча­стей, разделенных горизонтом, имеют важ­ное значение в образном содержании пер­спективы. Зная это, можно добиться боль­шой выразительности изображения.