Закономерности колорита

Наш опрос

Дизайн студии Белгорода

Есть
Нет
Нет и не будет

Портфолио

Звезды белгорода

Печать на баннере

Рекламное агентство Инбелру
Широкоформатная печать на баннере, интерьераня печать
Печать баннеров - наиболее распространенный вид широкоформатной печати.
Баннерные ткани (армированный винил) представляют собой материал, состоящий из высокопрочной полиэфирной сетки и двустороннего пластичного винилового покрытия.
Баннерная ткань не склонна к коррозии и устойчива к разрушительному воздействию солнечных лучей. Диапазон рабочих температур от -30 до 70 гр.
» Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи » Древнерусская жи­вопись и живопись Византии

21 апреля 2009

Древнерусская жи­вопись и живопись Византии

Категория: Цвет и колорит » Типы и виды колорита в живописи | Просмотров: 5524

Если же обратиться вновь к древнерусской жи­вописи и к живописи Византии, то здесь мы встре­чаемся еще с одним, четвертым типом колорита. В основе колорита произведений живописи Древней Руси заложена иная особенность в передаче света. В русских иконах всегда наличествует свет, зача­стую даже имеются собственные тени (при отсутст­вии падающих теней), направление же света игно­рируется, и местоположение его источника неопре­делимо. Воспринимаемая зрителем световая среда не напоминает натурное освещение. Свет «самостоя­тельный», как будто краски обладают своим собст­венным излучением, достигая иной раз эффекта све­тимости. Цвета рублевской «Троицы», фресок из Старой Ладоги и других произведений «светятся». К приведенным примерам можно добавить «Тру­бящего ангела» из «Страшного суда» Рублева — фре­ски Успенского собора во Владимире и «Ангела со сферой» из цикла фресок церкви на Волотовом поле. Во всех этих произведениях свет, падающий извне, заменяется «собственным» светом. (Следует заме­тить, что эффект «свечения» колорита нельзя счи­тать особым достоинством отдельных произведений древнерусской живописи — это особенность свето­вой структуры данного типа колорита.)
В некоторых произведениях живописи итальян­ского Проторенессанса также наблюдается эффект «свечения». Но при общем, весьма заметном стрем­лении итальянской живописи того времени к натура ности, этот эффект воспринимается по-другому, не так, как в русских иконах. Иное восприятие «све­чения» обусловлено той же причиной, что и иное восприятие золотых фонов, также встречающихся в итальянских изображениях. Внешне они похожи на золотые фоны русских икон. При ясно заметной в итальянских вещах тенденции к натурности, зо­лотые фоны выглядят вполне вещественными доро­гими поверхностями, а «светящийся» колорит — осо­бенность живописного письма. В древнерусской жи­вописи и фоны, и богатое окружение персонажей культовых изображений не вещественны, — это, ско­рее, атрибуты видений и метафорическое выражение какой-то просветленности.
Помимо факторов, заложенных в самой живопи­си, включая технику ее выполнения, существенно влияет на колорит восприятие произведений зрите­лем. «Портрет Жанны Самари» Ренуара восприни­мается розовым, несмотря на большое участие в нем зеленоватых и бирюзовых тонов. «Порыв ветра» Коро выглядит коричневым с желтыми просветами в небе. В нем даже не замечается зеленых красок. Еще более сложно различное происхождение и раз­личное восприятие фактически одинаковых золотых фонов в древнерусских иконах и во многих произве­дениях итальянского Проторенессанса.
В западноевропейской живописи, начиная с Ре­нессанса, фоны трактуются как равноценные эле­менты изображаемой действительности. Они запол­няются объектами изображения, но бывают и гладкие, однотонные и золотые. Однако золотые фоны нередко покрывались орнаментальным рельефным рисунком и, тем самым, им придавалось значение материальных поверхностей. Беспредметные одно­тонные фоны воспринимались как предметно неоп­ределенные, но вполне материальные поверхности.
В произведениях итальянского Проторенессанса в некоторых случаях наблюдается схожесть с древ­нерусской живописью, однако всегда ощущается и серьезное различие. Уже в ту пору в итальянской живописи определилось стремление к натурности (материальность и вещественность, объемность форм, «натурность» цвета). Стремление это получило свое развитие и отразилось как в практике искусства, так и в трактатах и высказываниях мастеров-ху­дожников. Ченнино Ченнини в «Трактате о живопи­си» писал: «Иногда нужно изобразить на стене изнанку плаща или такую одежду, которая бы каза­лась сделанной из шерстяной ткани. Для этого наложи штукатурку... и крась по ней... она будет выглядеть совсем, как шерстяная ткань или сук­но»17. Подобные указания встречаются на ряде страниц трактата. Сближение живописного цвета с «натурным», светотеневая, лишенная или почти ли­шенная условности трактовка форм — лучшее этому свидетельство. Совсем иное мы видим в древнерус­ской живописи, в коей «ненатурность» сказывается как в использовании изобразительных средств, так и в композиционном строе.
 (голосов: 2)
Напечатать


rembrand.jpg

Популярные статьи

План помещения с рисунком паркетного пола
План помещения с рисунком паркетного  пола

Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка
Изображение зала при верхнем рассеянном свете холодного оттенка

Второй тип панорамы
Второй тип панорамы определяется нормальной точкой зрения, когда зритель находится на возвышенном ме ...

Дмитрий Солунский. Мозаика
Дмитрий Солунский. Мозаика

Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение

Ренуар. Портрет Жанны Самари
Ренуар. Портрет Жанны Самари

Соединение туши с голубой краской
Рис. 37. Соединение туши с голубой краской. Тушь применяется как теплая краска. На­ряду с тем, что  ...

Пасмурное освещение
Пасмурное освещение

Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей
Рис. 52. Искусственное освещение от ламп накаливания, от керосиновых ламп и от свечей. Ко­лорит тако ...

Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал»
Г. Робер. Набросок к картине «Большой канал»

Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30