Искусство создания сайтов > Нанесение контура > КОНТУР ВРЕМЕННЫЙ И ПОСТОЯННЫЙ

КОНТУР ВРЕМЕННЫЙ И ПОСТОЯННЫЙ


Там, где работа без контура кажется трудной и приходится прибегать к его помощи, должен сразу же быть решен вопрос, будет ли контур вспомогательным, необходимым лишь для начальной стадии размещения красок, будет ли он постоянным и видимым до окончания работы или же будет цветным, или, как его называют, живописным, имеющим в разных частях изображения различное назначение. От решения этого вопроса зависит способ его исполнения.
Итак, начнем с вспомогательного, или временного, контура. Практический смысл его заключается в том, что на начальной стадии нанесения красок он служит точному их рас­положению, избавляет от исправлений, недопустимых в прозрачном материале акварель­ных красок; такой контур остается заметным, пока изображаемая форма не окрепла в своем цветовом выражении, но в конечной стадии исчезает без остатка, скрывая от зрителя всю кропотливую работу над подготовительным рисунком и создавая в готовом рисунке впечатление непринужденности свободной кисти.
Этот контур должен указать место для уверенного удара кисти и исчезнуть, незаметно слившись с краской. Такой способностью контур может обладать в том случае, когда он будет светлым по тону, тонким по рисунку, голубым по цвету, акварельным по материалу и будет нанесен кистью.
Само собой понятно, почему светлый тон и тонкость очертаний понижают видимость контура под красочным слоем. Голубой же цвет в отличие от теплых тонов дает возмож­ность вспомогательному контуру исчезнуть без остатка в силу того, что, как указывалось, голубые, коротковолновые лучи всегда подвержены большему рассеиванию, чем красные, длинноволновые. Для твердого же очертания формы, которое должно остаться до конца работы видимым сквозь красочный слой, контур должен быть намечен краской теплого тона.
Контур, акварельный по материалу и написанный кистью, полностью сливается с по­следующими красками. О работе, выполненной таким способом, нельзя сказать, что она сделана в несколько стадий, потому что она оставляет приятное впечатление уверенной кистевой техники.
Для пояснения приведем несколько примеров нанесения вспомогательного контура. На­тюрморт из простых предметов легко наметить на чистом листе бумаги прямо кистью. В этом случае кистью средней величины светло-голубой краской наносятся общие очер­тания предметов. Кисть не должна иметь излишней влажности, чтобы контур быстро про­сыхал, не задерживая внесения необходимых поправок и последующих покрытий. Тонкой и острой кистью намечаются детали и уточняется общая форма. Без ущерба для белизны бумаги неплохо слабым голубым тоном слегка моделировать светотень.   При этом, если на поверхности изображаемой формы за­метна фактура, ее лучше моделировать по­лусухой щетинной кистью, едва касаясь зерна бумаги (рис. 47).
Ценность начатой таким образом рабо­ты с незаметным переходом от контура к моделировке цветом в легкости и воздушно­сти, придающей акварели ее преимущества перед другими видами живописной тех­ники.