Искусство создания сайтов > Нанесение контура > Контур как единственное средство передачи натуры

Контур как единственное средство передачи натуры


В изобразительной практике бывают случаи, когда контур выступает как единственное средство передачи натуры. В набросках, в подготовительном рисунке форма предмета изо­бражается одним очертанием; линии служат единственным средством выражения. Но ли­нейный набросок всегда будет неполным, условным изображением и в работе мастера имеет обычно подсобное значение.
Здесь уместно привести пример, когда контур доводится до максимальной силы. Так, в эмалях или витражных цветных композициях с изображением жанровых сцен ширина контура доведена до ширины перегородок или оконных переплетов. Здесь контур служит художественным средством построения плоскости витража.
Очевидно, что если изображением нужно выявить плоскость, ее зрительно утвердить, то среди прочих изобразительных средств контур должен играть заметную роль; если же на картинной плоскости требуется создать трехмерное пространство, то контур будет играть роль вспомогательного построения.
Следовательно, контур может быть подготовлен для плоскостного или пространствен­ного изображения. Предметом нашей темы будет пространственный контур, каким он дол­жен быть в станковой акварельной живописи.
Как определенная стадия работы контур нужен художнику тогда, когда перед ним стоит задача изображения сложной формы, требующей точного и детального построения. В изображении же простых форм можно обойтись без контура.
В натюрмортах, составленных из простых по форме предметов, в пейзажах, не слож­ных по рисунку, можно обойтись без контура; тут полезно сразу работать красками. Такие упражнения будут несколько усложнять работу, но зато разовьют способность и умение
сразу строить предмет по форме и по цвету, а при постепенном переходе от простых к бо­лее сложным задачам — сокращать стадии до необходимого минимума.
В портретной, жанровой и архитектурной живописи сделать работу без контура трудно, так как здесь точность формы имеет первостепенное значение. Особенно трудно обойтись без контура в архитектурных акварелях, в которых сооружения обычно изображаются в мелком масштабе. В них математическая точность пропорций и сопряжение перспективных линий строго взаимосвязаны и требуют наибольшей точности в изображении. В архитек­турных акварелях контур имеет решающее значение.