Искусство создания сайтов > Возможности инструментов > Кисти

Кисти


Кисть существует уже тысячелетия. При простоте конструкции она представляет со­бой весьма совершенный инструмент для живописи. В живописной технике встречаются такие задачи, в выполнении которых решающее значение имеет кисть, и удача подчас в большой мере зависит от качества кисти и от того, насколько хорошо художник знает и чувствует возможности этого инструмента.
Кисть художника предназначена для перенесения красок с палитры на картинную плос­кость. Акварельная кисть в приподнятом положении вбирает краску, в опущенном — от­дает ее.
Когда акварелью покрывают участок бумаги, вначале держат кисть опущенной, чтобы краска вытекла на поверхность бумаги. При окончании покрытия нужно изменить поло­жение кисти так, чтобы конец ее оказался приподнятым и избыток краски у нижнего края закрашенного места вернулся обратно в кисть (рис. 39). При неумелом обращении с кистью работа изобилует излишними скоплениями воды, краски медленно сохнут, спадают про­извольно, растекаются, уродуют форму и образуют грязные сгустки, которые придают ра­боте пестроту и жесткость. По таким густым пятнам красок обнаруживается неумение владеть кистью. При правильном обращении с кистью количество воды диктуется худож­ником, лишней краски на работе не остается, она не нарушает форму, работа быстро про­сыхает, краски ложатся точно, легко, прозрачно, свежо.
В работе кистью важно научиться чувствовать объем воды, находящейся в кисти, так как он должен соответствовать площади мазка. Устранение лишней краски особенно необ­ходимо в тех случаях, когда требуется по сырому соединить одно пятно с другим, не на­рушая намеченных очертаний. В противном случае изображаемая форма нарушится от самотека краски.
Кисть может держать в себе краску однородного и разнородного раствора как по цвету, так и по силе тона. Если нужно положить краску прозрачно, лессировочно, то рас­твор краски должен быть совершенно однородным; для этого краску тщательно размеши­вают на палитре или пробной бумаге. Если же краску взять на кисть неразмешанной или плохо размешанной, то на конце кисти образуется сгусток, а у корешка остается чистая вода; в момент нанесения мазка конец кисти с густой краской коснется бумаги первым, вода же будет вымывать густую краску и создавать грязные цвета.
Необходимо научиться ровно покры­вать большие плоскости одним тоном. В архитектурном проектировании часто бывает необходимо равномерно загрунто­вать бумагу, нанести фон, покрыть боль­шую легкую тень и т. п. Вначале боль­шая площадь не получается ровно; это происходит оттого, что краска наносит­ся горизонтальными мазками (рис. 39, е). Если краска не совсем прозрачна, пло­скость получается полосатой.
Для равномерного  покрытия  боль­шой плоскости нужно применять способ косой штриховки. Движение кисти дол­жно быть пилообразным, состоящим из штрихов   под   углом   30—45°.   Самотек воды будет растушевывать эти штрихи в вертикальном направлении. В результате косоугольного  направления  штрихов  и самотека   получится   равномерный   тон большой площади, как это бывает в ри­сунке, когда нужно косой штриховкой ка­рандаша равномерно затонировать боль­шую площадь бумаги. Часто в этом слу­чае берутся за большие кисти, но они не дают   идеально   ровной   поверхности   и ими очень трудно обходить мелкие дета­ли силуэтов. Здесь главное заключается в однообразном движении руки в продол­жение всего покрытия. Умеющий нанести краску ровно, всегда потом сможет при­дать красочному пятну любые переходы. Косая   штриховка   также   не  дает краске собираться в большую массу, которая может потечь вниз и испортить работу; штриховка разбивает краску на мелкие капли, она хорошо держит­ся на бумаге и освобождает от риска залить работу краской, дает воз­можность смело работать при верти­кальном положении подрамника, что является важным обстоятельством для техники лессировочных красок и вооб­ще для хорошего обзора исполняемой работы.
Хорошая кисть дает тонкую линию и широкий мазок. Она может быть насыщена краской и наносить боль­шие прозрачные пятна или быть толь­ко влажной и наносить прерывистые штрихи, окрашивая лишь верхушки зерен фактурной бумаги. Эти техниче­ские возможности нельзя упускать из виду; изображение, сделанное однооб­разным прикосновением кисти, будет производить тоскливое впечатление рядом с другим, где возможности кисти использованы полностью.