Искусство создания сайтов > Конечные стадии > ДЕТАЛИЗАЦИЯ

ДЕТАЛИЗАЦИЯ


Детализация — самая сложная в техническом отношении стадия. Она требует ясности образного представления, наибольшей точности в нанесении красок и острой характери­стики предмета. Деталь должна быть нанесена свежо, решительно, убежденно; только тогда она способствует выразительности изображения. Деталь, нанесенная неуверенно, вяло, де­лает всю работу вымученной, безжизненной. В детализации проявляется техническая вир­туозность мастера и обнаруживаются знания и профессиональная культура художника.
Из наиболее важных традиционных приемов детализации следует указать мазок, штрих и ретушь кистью и пером.
Штрих наносится острой, упругой, лучше всего колонковой, кистью в тех местах, где нужно резко подчеркнуть границу формы, острую грань, тонкую складку, где изображаются мелкие детали сооружения, ветви деревьев. В нанесении штрихов и мазков следует обра­щать внимание как на их цвет, так и на их направление и характер.
Цвет детали может быть максимально точным, ибо все общие вопросы колорита до этого были решены и цвет детализирующего штриха может быть подобран с полной уве­ренностью и точностью. К тому же в акварельной технике деталь особенно требует све­жести исполнения и нанесения в один прием; переделанная по нескольку раз, она теряет свою изобразительную прелесть и резко снижает качество работы.
Направление штриха имеет очень большое значение. Одним направлением мазков и штрихов достигается иногда больше, чем точным подбором цвета. Так, изображение спо­койной водной поверхности требует, чтобы штрихи и мазки имели горизонтальное направ­ление; для передачи дождя иногда необходимы наклонные штрихи; в изображениях фон­танов и водопадов необходимы движения вооруженной кистью руки строго по направлению струи воды.
Не меньшее значение имеет также и характер штриха. Акварельные работы М. А. Вру­беля показывают технику штриха и значение этой техники в детализации. В этих работах можно почувствовать разнообразные возможности акварельной кисти в нанесении штри­хов— от резких, контурных до мягких, полутоновых. На характер штриха влияют не только размер кисти, ее конструкция, влажность, но и характер движения руки, темперамент, с которым был сделан кистью штрих или мазок. Все эти обстоятельства имеют значение. Они очень живо воспринимаются зрителем, дают большую убедительность и силу изобразитель­ному языку художника. Приведенная на рис. 42 работа М. А. Врубеля «Наяды и тритоны» показывает силу и значение штриховой техники для выражения фактуры, движения и дру­гих внешних черт изображаемых предметов.
Прочным основанием для выразительности штриховой техники детализации служит знание изображаемого предмета, ясность образного представления и уверенность опытной руки, многократно проштудировавшей этот прием.
Ретушь наносится мелкими мазками и точками. Ретушью обрабатываются те места, где нужно сделать незаметный светотеневой или цветовой переход. Ретушь основана на опти­ческом смешении отдельных цветных точек в один общий тон. Ретушь благодаря отдель­ным мелким мазкам всегда производит впечатление фактурной корпусной поверхности; при­менение ретуши наиболее целесообразно в освещенных местах.
Больше всего этот способ применяется в портретной живописи для передачи нежных переходов светотени на лице.