Искусство создания сайтов > Построение светотени > Живописная многоцветная моделировка

Живописная многоцветная моделировка


Наиболее совершенной техникой моделировки является живописная многоцветная (рис. 57 и 58). Она производится по методу обусловленных цветов, т. е. каждая часть формы окрашивается в соответствии с собственным цветом, обусловленным окружающей световой средой. Сложность многоцветной моделировки заключается в том, что до начала работы необходимо внимательно разобраться в световой обстановке, выделить ее харак­терные черты, если работа ведется с натуры, и хорошо представить себе световую обста­новку, если работа ведется по воображению. Преимущество такой моделировки заклю­чается в правдивости, реальности изображения. Проект фонтана архитектора А. П. Брюл­лова является примером применения старыми мастерами многоцветной моделировки в архи­тектурных чертежах (рис. 59). Эти приемы применялись очень часто тогда, когда автору нужно было показать проектируемое сооружение в его будущей естественной среде.
Последовательность живописной моделировки во многом зависит от того, как делается работа: с натуры, по памяти, по представлению или по воображению. Здесь невозможно предусмотреть всей сложности обстоятельств, однако следует сделать несколько общих ме­тодических указаний.
Если в работе с натуры по большей части приходится идти от натурных наблюдений к большим обобщениям, а в композиционной работе по воображению — от определенной идеи к ее живописному воплощению и детальной разработке, то, естественно, что в первом случае более свойственно идти от частного к общему, во втором — от общего к частному.
В работе с натуры очень часто приходится двигаться от отдельного места, заполнять всю плоскость изображения, сводить потом все к общему колориту и затем разрабатывать детали в зависимости от целого. В работе с натуры целесообразно начинать с наиболее ясных мест, с предметов, имеющих простую и ясную окраску, которую легко подобрать на палитре. Имея на картине первый простой и правильно взятый тон, не так трудно подобрать смежный, сначала — с одной стороны, потом — с другой, вокруг и, наконец, распространиться на всю плоскость картины. При сложившемся общем колорите картины подо­брать отдельные наиболее сложные цвета будет значительно легче. Нанося краски, следует попутно наметить самое светлое и самое темное. Имея полюсы и ступени светлоты, легче определять яркость остальных красок путем интерполяции.
В работе с натуры важно начинать с наиболее значительного предмета или с наиболее характерного и трудоемкого предмета. Это важно потому, что в работе с натуры наи­более живо и удачно получаются те места, которые делаются под первым впечатлением, со свежими силами, с острой характеристикой сопоставления с окружающим. При взгляде на работу начинающих, сделанную с натуры, место, с которого начата работа, всегда бро­сается в глаза по силе, живости и свежести исполнения. Опытный мастер может дисципли­нированно и ровно закончить всю свою работу.
В работе по памяти следует начинать с самого характерного, что произвело наиболее сильное впечатление, решительно фиксировать наиболее существенные черты, чтобы в по­исках подробностей и в припоминании деталей удержать главное. В работе по представ­лению следует идти по пути естественного построения. Если рисуют человека, то начинают со скелета, мышц и кончают одеждой. Если рисуют дерево, то намечают вначале ствол, потом ветви, сучья и наконец листья. Если рисуют капитель, то намечают сперва ствол колонны, колокол капители, абаку, затем капитель одевают листьями, концы абаки укреп­ляют волютами и т. д. Как строят, так и рисуют, как производится стройка, так и строится рисунок сооружения.
Если нужно передать колорит, то представление о нем в нашем сознании и изобра­жение на картинной плоскости должно строиться также по ступеням светлоты — от наи­большего источника света к наименьшему, от яркого к темному. Это определит последо­вательность исполнения от общего доминирующего цвета к оттенкам в деталях.
В композиционной работе по воображению для передачи колорита создается своя, за­думанная, световая обстановка в соответствии с теми идеями, которые вкладываются в изображение, а моделировка предмета производится строго последовательно по ступеням светлоты.