Искусство создания сайтов > Построение светотени > ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАНЕСЕНИЯ СВЕТОТЕНИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАНЕСЕНИЯ СВЕТОТЕНИ


Правильная передача светотени — важнейшее условие живописного изображения. Свето­тень передает объем, фактуру материала, колорит предмета и окружающей его среды.
Последовательность изображения светотени определяется особенностью техники аква­рели, имеющей дело с белой бумагой и прозрачными красками, которые просвечиваются и обнаруживают свой цвет. По этой же причине акварелисту вообще приходится больше всего работать над темными тенями, где нужно погашать яркость белой бумаги, меньше — над светлыми, освещенными местами, едва прикасаясь к ярким бликам.
В технике кроющих красок, например гуаши, где цвет основания не имеет большого значения, приходится больше работать над освещенными местами, меньше — над темными. Больше всего кроющих красок наносят на блики, меньше всего в тенях.
В масляной живописи, обладающей широкой палитрой кроющих и лессировочных кра­сок, часто применяется основание средней яркости, на которое наносятся в тенях лессиро-вочные краски, а в светах — корпусные. В масляной живописи, отправляясь от средней яркости основания в ту и другую сторону, можно уменьшить труд по углублению теней и выявлению бликов.
Светотень в акварели следует вести по ступеням светлоты. Работу нужно начинать с передачи света наибольших источников; после этого определять цветовое качество их и цвет освещенных ими мест; окрашивать подобранными красками блики и затем не трогать их до окончания работы. После покрытия наиболее ярко освещенных мест обрабатывают места, освещенные слабыми источниками света, от более светлых к более темным, все более и более погашая места, освещенные наименьшими источниками света окружающей среды.
Первой ступенью будет свет от наибольшего источника, который определяет светлоту и цвет бликов.
Второй ступенью будет свет от второстепенных по силе источников, которые опреде­ляют светлоту и цвет полутонов, собственных и падающих теней.
Третьей ступенью будет свет от наиболее слабых источников, который определяет силу и цвет рефлексов.
В солнечный день трем ступеням светлоты последовательно соответствуют следующие источники света:  1) прямой солнечный свет, дающий светло-желтые блики сильной освещенности; 2) свет голубого неба, вызывающий голубые полутона, собственные и падающие тени средней освещенности; 3) различные по цвету наземные предметы, дающие разноцвет­ные рефлексы слабой освещенности (рис. 49).
В пасмурный день ступеням светлоты последовательно соответствуют следующие источ­ники света: 1) белый рассеянный свет пасмурного неба, при котором на белых предметах появляются чисто белые либо чуть голубоватые блики средней освещенности, а на цветных предметах ярко выступают собственные цвета; 2) слабый свет окружающей среды, при­дающий мягким полутонам и теням серебристый оттенок; 3) еще более слабые рефлексы от земли и наземных предметов, имеющие по большей части теплую окраску и в силу смежного цветового контраста к общему голубовато-серебристому колориту всей картины золотисто-коричневый оттенок (рис. 51).
В интерьере, освещенном дневным светом от северной части безоблачного небосвода, ступеням светлоты соответствуют следующие источники света:   1)   голубовато-белый свет неба, дающий яркие голубоватые блики на полированных предметах и яркие собственные цвета на фактурных; 2) отраженный свет от стен, дающий полутона, собственные и па­дающие тени по большей части теплого оттенка; 3) рефлексы от близко расположенных предметов соответственной окраски.
При передаче светотени важно также предварительно установить, каков свет наиболь­шего источника — прямой или рассеянный, так как в том или другом случае прием изобра­жения светотени будет различным.
Когда предмет изображения освещен прямыми лучами света главного источника, кар­тина получает однообразный колорит. На окраску изображаемых предметов влияют много­численные яркие одноцветные блики; собственные цвета мало заметны; светотень предметов обобщена однородными бликами, падающими и собственными тенями, имеющими резкие очертания; вся картина носит черты большого цветового единообразия при подавляющем преобладании общего колорита над собственными тонами предметов. Это одинаково относится как к прямому солнечному свету, так и к прямому лунному и прямому свету вся­кого сильного искусственного источника света.
Если главный свет рассеянный, то его влияние на характер колорита картины сказы­вается меньше благодаря его меньшей яркости и общей мягкости рассеянного света. В жи­вописной задаче на первый план выступает передача собственных цветов, наиболее насы­щенных и ясно воспринимаемых при рассеянном свете и при средней освещенности, которая, как известно, соответствует свету облачного дня или условиям освещения в мастерской. Исчезают яркие блики, резко отражающие прямой свет с характерной для него окраской, исчезают резкие очертания падающих теней, и появляются блики мягкие, на которых хо­рошо заметен собственный цвет предметов и другие индивидуальные их черты. Восприятие светотени, рельефа, положения предмета в пространстве определяется преимущественно обусловленным цветом этих предметов. Вся картина носит черты большого многообразия красок; единство картины создается обусловленными цветами полутонов и теней под влия­нием воздушной среды и рефлексов. Примером правдивой передачи рассеянного света мо­жет служить картина «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова (рис. 17).