Искусство создания сайтов > Нанесение красок > Лессировка — техника теней, сочных красок и воздушных далей

Лессировка — техника теней, сочных красок и воздушных далей


Лессировка целесообразна там, где нужно передать затененный портрет в темном по­мещении, пейзаж, изображающий глухую лесную чащу или тенистый сад, горную пещеру и т. п. Лессировочное письмо эффективно при передаче прозрачных и насыщенных по цвету предметов, таких, как цветы, ягоды, вода, стекло. Лессировочные краски очень уместны в морских пейзажах для передачи прозрачной морской воды. Прозрачными красками удобно писать далекие перспективные планы, далекие горы, обширные пространства, городские па­норамы и т. д. Лессировка — техника теней, сочных красок и воздушных далей.
Если привлечь в качестве примера работы мастеров XVII века, то можно сказать, что наиболее широко применял в своей живописи лессировочную технику Рембрандт. Почти все его сюжеты компонуются в обстановке затененных интерьеров, наполненных многочислен­ными теплыми рефлексами. Большое поле его картины, обычно выполненное лессировоч-ной техникой, противопоставляется нескольким рельефным мазкам бликов, скупо, но рельефно положенных на освещенных местах портретируемого, на доспехах воинов, на дра­гоценных украшениях дам. Стихия Рембрандта — глубокие, прозрачные, насыщенные цве­том тени, выполненные техникой лессировки.
Приведенный ниже портрет Д. И. Менделеева работы И. Е. Репина (рис. 62) может служить таким же примером из области акварельной живописи. Большой фон портрета залессирован тонкими, глубокими по цвету красками. Светлыми оставлены лицо, руки и предметы на столе. Широкий фон противопоставляется здесь небольшим по площади бли­кам, сделанным корпусно. Корпусность бликов достигнута выявлением рельефа бумаги, плотностью красок и резкими, уверенными мазками, характеризующими черты лица.
В архитектурной тематике лессировочная техника наиболее свойственна интерьеру. Интерьер получает наибольшую мягкость теней, сочность красок, особенно тогда, когда
для него используются мелкозернистая бумага и самые тонкие, прозрачные краски, когда глубина теней интерьера постепенно усиливается лессировкой.
Письмо с преобладанием корпусной техники применяется тогда, когда нужно писать пейзажи, освещенные ярким солнечным светом, освещенные фигуры, деревья, архитектуру. Корпусное письмо незаменимо при передаче фактурных предметов, таких, как земля, камни, старое дерево, грубые ткани, штукатурка и т. п. Корпусное письмо в сравнении с лессиров­кой всегда воспринимается как освещенная поверхность по сравнению с теневой. Особенно это чувствуется в масляной живописи, где корпусные мазки выступают над поверхностью тонких лессировок и благодаря своей рельефности получают больше света, падающего на картинную плоскость. Корпусное письмо хорошо передает поверхность непрозрачных пред­метов, имеющих простой локальный цвет.
Типичными примерами успешного применения корпусной техники могут служить такие приведенные здесь картины, как «На Оке» А. Е. Архипова, «Московский дворик» Поленова, «Корабельная роща» И. И. Шишкина, «Тадж-Махал» В. В. Верещагина  и другие. Корпус — техника света, простых локальных цветов, осязаемых, тяжелых, монументальных предметов, передних планов. Ощущение корпусности, например, производят фреска, мозаика. Благодаря своей сильной фактуре, плотным цве­там, белесоватым отблескам они всегда производят впечатление монументальности, хорошо композиционно укрепляют стену, в противоположность лессировочной технике, которая соз­дает иллюзию глубины и ощущение проема в стене. Если, например, сравнивать визан­тийскую мозаику с флорентийской, то первая производит более корпусное впечатление, чем вторая.
В станковой масляной живописи большой диапазон корпусного и лессировочного письма дает ей несравнимую силу, богатство приемов, создает ее драгоценную живопис­ную ткань. Техника акварели — преимущественно лессировочная, поэтому в акварельной живописи труднее всего добиться корпусности. Корпус в акварели выявляется в контрасте с лессировкой. Если внимательно рассмотреть акварель В. В. Верещагина «Римская ко­лоннада», то нетрудно заметить, что корпусная фактура штукатурки достигнута выявлением зерна бумаги полусухой кистью. В контраст фактурному блику тени на ко­лоннах сделаны легкими, прозрачными красками и влажными кистями.
На последующем методическом рисунке показано контрастное противопостав­ление корпуса и лессировки в акварельной живописи. Архитектурная деталь изобра­жается при солнечном освещении, и весь рисунок подготовлен общим светло-желтым то­ном. Затем идет параллельная обработка далеких и передних планов. Небо покрыто тон­кими красками. Деталь обработана сухой кистью по текстуре старого дерева; от такой обработки она приобретает наибольшую корпусность. Корпусная обработка оставляется нетронутой в наиболее освещенных местах и больше всего лессируется там, где меньше всего попадает света на деревянную деталь и где больше всего исчезает фактура дерева. В изображении каменной кладки также важен контраст между корпусным и лессировочным письмом. Корпусная фактура камня достигается здесь выявлением зерна бумаги сухой кистью и одновременно нанесением плотных красок. Проем лессируется са­мыми прозрачными красками.
Мастер может сосредоточиться на одной теме, на однородных сюжетах, на одном жанре, но ограничиваться одним техническим приемом — значит сужать свои технические и творческие возможности. Полный диапазон технических приемов дает возможность сво­бодно применять их, выделять наиболее характерные, сочетать их и достигать этим боль­шей выразительности живописного языка.