Искусство создания сайтов > Нанесение красок > КОРПУСНОЕ ПИСЬМО

КОРПУСНОЕ ПИСЬМО


Свет обнаруживает внешние черты предмета. Благодаря свету можно уловить его очер­тания, трехмерную рельефность, его собственный цвет, осязаемую фактуру. На свету можно рассматривать мельчайшие детали, характерные оттенки цвета, структуру материала, поры, трещины, складки, фактуру поверхности и ее обработку. На свету можно подробно и об­стоятельно изучать предмет в целом и деталях. На свету предмет привлекает внимание зрителя, выявляет характерные свойства, лучше всего познается.
Тень скрадывает внешние черты. Она смягчает очертания, растворяет рельефность, осложняет цвет влиянием многочисленных и слабых рефлексов от окружающих предметов, поглощает фактуру и мелкие детали. В тени предмет принимает смутные очертания, рас­плывчатые формы, делается неясным, непонятным. Затемненный предмет уходит из поля зрения на второй план, ускользает из внимания.
Для изображения освещенных предметов сложилась корпусная техника письма. Для изображения затемненных предметов — лессировочная.
Техника корпусного письма основана на механическом смешении красок, когда цвет отдельных разноцветных крупинок сливается в общий тон. Корпусный красочный слой по своей структуре напоминает мозаику в уменьшенном масштабе. Мозаика может быть гладко отшлифованной или рельефной, но для нее не имеет значения цвет основания. Она отражает свет из небольшой глубины своих цветных материалов.
Техника лессировочного письма основана на оптическом смешении красок, когда цвет последовательно нанесенных красок сливается в один красочный тон. Многоцветное лесси-ровочное построение напоминает сложенные на светлом фоне цветные стекла. Цвета раз­ноцветных стекол сливаются в один общий цвет.
Корпусная техника живописи включает в себя приемы корпусного письма кроющими красками — главным образом в масляной живописи, темпере и др.—и приемы корпусного письма на зернистой бумаге влажной или полусухой кистью — в акварели.
Корпусное письмо кроющими красками основано на малопрозрачности красок, их плот­ности, укрывистости. Освещенная часть предмета, закрашенная кроющими красками, при­обретает осязаемую предметность, тяжесть, массивность, монументальность, веществен­ность, материальность.
Корпусное письмо в акварели может быть построено на зернистой структуре кроющих красок. Крупинки красок передают фактуру материала. Такие краски применяются для передачи освещенных мест и фактурных материалов. Этот прием хорошо передает фактуру штукатурки, тесаного камня, старого дерева, кирпича и т. д. Зернистые акварельные краски успешно применяются в портретной и жанровой живописи, где ими пользуются, например, для передачи фактуры человеческого тела, хорошо заметной при косом освещении, либо фактуры тяжелых и плотных тканей одежды, таких, как сукно, бархат и др.
Корпусная краска малопрозрачна и нижележащие краски плохо просвечивают сквозь нее. Поэтому весь красочный слой, написанный корпусно, работает лишь поверхностной частью. Он воспринимается как однослойный, простой цвет, на который мало влияет цвет основания или ранее нанесенных красок. Такой красочный слой передает сильный прямой свет. Освещенные места отличаются при этом от теневых простотой и односложностью цвета.
Корпусное письмо основывается также на том, что кроющие краски, как все непрозрач­ные и освещенные тела, дают преобладание поверхностного отражения перед глубинным, исходящим из глубины красочного слоя. В силу этого кроющие краски всегда отличаются некоторой белесоватостью, светлотой и относительно меньшей цветовой насыщенностью; здесь сказывается явление, заметное в натуре на освещенных местах предметов, у кото-
рых поверхностное отражение рассеянного света преобладает и цвет кажется белесоватым, мало интенсивным.
В акварели корпусное письмо кроющими красками применяется с наибольшим эффек­том в кратковременных этюдах и в конечных стадиях длительной работы.
В этюдных акварелях, сделанных за один прием, в один слой, лессировочными крас­ками, часто ощущается недостаток в плотности красочного слоя. Прозрачные краски сла­бого раствора, положенные в освещенных местах, при нужной светлоте тона иногда не дают впечатления предметной, осязаемой поверхности. Несмотря на правильно взятый цвет, пред­меты кажутся невесомыми, бесфактурными, бумажными. Работа выглядит свежо, но легко­весно и слащаво. Особенно это чувствуется в архитектурных зарисовках, в портретных и жанровых этюдах. Еще хуже, если это выполнено на гладкой или мелкозернистой бумаге.