Искусство создания сайтов > Прозрачность тел > Корпусное письмо

Корпусное письмо


Корпусное письмо хорошо выражает свет, яркое дневное освещение на открытом про­странстве, светящийся воздух, грубую осязаемую предметность, монументальную тяжесть, ясность. Лессировочное письмо лучше всего передает глубокие тени, сумеречное или ноч­ное освещение, таинственный полумрак затененного интерьера, прозрачную легкость, тон­кость цветовых переходов, сочность и насыщенность красок. Сопоставляя работы старых мастеров и их технику, можно напомнить о том, что Рембрандт широко пользовался лес-сировочной техникой в своих затененных интерьерах, в многофигурных композициях и порт­ретах. Веронезе в своих монументальных городских сценах широко пользовался корпус­ной техникой. Среди русских художников А. Иванов и К. Брюллов с успехом применяли и корпусное, и лессировочное письмо. В нашей современной живописи во многих произве­дениях восстанавливаются традиции высокого профессионального мастерства корпусного и лессировочного письма.
В дальнейшем изложении подробно разработана методика технических приемов кор­пусного и лессировочного письма для акварельной живописи.
Группы лессировочных и корпусных красок не имеют резких границ. Существует боль­шое количество красок, которые занимают промежуточное положение, без ясно выражен­ных корпусных или лессировочных свойств. При внимательном изучении красок во время практической работы устанавливается оценка каждой краски с точки зрения степени ее прозрачности, определяется преимущественная принадлежность к той или иной группе и вырабатываются приемы ее применения.
Рассматривая свойства красок, следует обратить внимание на то, что «теплые» краски — красные, оранжевые, желтые и часть зеленых—просвечиваются из глубины прозрачного красочного слоя лучше, чем «холодные» — сине-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Объ­ясняется это тем, что «холодные» коротковолновые лучи в прозрачной среде больше рас­сеиваются, чем «теплые», длинноволновые, как это было указано ранее. Если сложить го­лубое и красное стекло одинаковой интенсивности цвета, то можно заметить, что незави-
симо от последовательности расположения стекол влияние красного стекла значительно сильнее, чем голубого. Голубая и красная краски, положенные одна на другую, показы­вают, что красная хорошо видна под прозрачной голубой, тогда как голубая под прозрач­ной красной едва заметна.
Значение относительной прозрачности красок так же велико в масляной живописи, как и в акварельной. Традиционный прием трехслойной и многослойной техники масляной жи­вописи полностью основан на первостепенном значении прозрачности красок. Так, первый слой — жидкая пропись, который служит цели уточнить общее композиционное построение картины, распределить основные массы света и тени и наметить крупные цветовые соотно­шения,— всегда пишется тонкими прозрачными лессировочными красками. Второй слой — подмалевок, назначение которого — дать светотеневую моделировку форм,—всегда пишется корпусными красками — белилами, охрами, марсами и т. п.— и подготовляется как яркое основание для последующих лессировок. Третий слой, придающий картине ее окончатель­ный колорит и завершающий процесс изображения, включает в себя и лессировочное, и корпусное письмо; первое применяется там, где нужно прикрыть освещенные места белиль­ного подмалевка и придать им цвет, где нужно углубить тени; второе — там, где нужно на­нести блик, усилить свет или передать полутон. Если первый слой исполняется лишь про­зрачными красками без белил, второй слой — целиком на белилах и корпусных красках, то третий слой создается палитрой, совмещающей и корпусные, и лессировочные краски.
Итак, самое драгоценное свойство красок — их прозрачность. Все приемы старых ма­стеров опираются на прозрачность красок и яркость просвечивающего основания; эти при­емы используют закономерности восприятия красок на просвет.
Прозрачность красок — ядро живописной техники. Понять это — значит многое по­нять в технике живописи.