Искусство создания сайтов > Прозрачность тел > Воздушная и световая перспектива и техника передачи перспективных планов

Воздушная и световая перспектива и техника передачи перспективных планов


На принципе обусловленности цветов основывается воздушная и световая перспектива и техника передачи перспективных планов. Чем большему влиянию воздушной и световой среды подвержен цвет изображаемого предмета, тем дальше он отходит от зрителя и ка­жется расположенным на более далеком расстоянии. Чем больше цвет изображаемого пред­мета приобретает оттенки собственного, натурального цвета, тем больше он выступает на передний план. А при чрезмерной интенсивности собственного цвета портрет, фигура или предмет может совсем выйти из рамы. Если в процессе работы возникает необходимость изображаемое подвинуть вперед, на зрителя, то цвету следует придать локальные оттенки. Если его нужно углубить, то следует ему придать более обусловленные цвета, присущие той обстановке, к которой он должен приблизиться.
Вместе с тем та часть поверхности предмета, которая получает натуральный цвет, ка­жется обращенной к зрителю, а та, которая приобретает оттенки окружающего фона, по­ворачивается к фону и воспринимается круглой, объемной, трехмерной.
Предметы и фигуры, написанные без рефлексов по краям своей формы, воспринимаются плоскими, приклеенными к фону, лишенными объема. Предметы, написанные с правильной передачей рефлексов по краям формы, воспринимаются зрителем объемными, их можно «охватить со всех сторон».
На этом принципе обусловленности цвета основаны все приемы передачи перспектив­ных планов и светотени, которые подробно разбираются в последующем изложении.
Итак, видимый цвет предметов всегда обусловлен. Он зависит от света первоисточни­ков и от всех изменений, которые с ним происходят в прозрачной среде, окружающей нас. Постоянство собственного цвета предметов зависит от закономерно повторяющихся усло­вий освещения и постоянной прозрачности самих предметов.
Для живописи нет безусловных по цвету предметов и красок. Для нее не могут быть заготовлены «небесные», «телесные», «песочные», «лимонные» и тому подобные краски. Для живописи все цвета и краски обусловлены освещением. Но чтобы не впасть в другую край­ность и не писать портретов с неестественными лицами, нам нужно твердо различать соб-
кости и других материалах, хорошо отражающих свет. Древние русские мастера указы­вали, что живопись всегда должна быть видна «в невечернем свете». При сравнении вися­щих рядом картин художника Рубенса, написанных на холстах и на досках можно заметить, что писанные на досках ярче, чем писанные по холсту. Зернистая фактура хол­ста, имеющая свои преимущества в масляной живописи, обладает меньшей способностью отражать свет. Красочный слой, нанесенный на левкас доски, выглядит заметно ярче Основным живописно-техническим требованием к тому конструктивному основанию на ко­торое наносятся краски, почти всегда является его способность отражать свет, просвечивать краски и усиливать их яркость.
ственные и обусловленные цвета предметов и знать условия, дающие их бесконечные варианты.
В живописи необходимо владеть искус­ством тонкой передачи характера обуслов­ленности цвета предметов, правильно со­поставлять собственные и обусловленные цвета, передавать относительную обуслов­ленность цветов, их связь и различие.
Совершенная передача обусловленного цвета является высокой профессиональной способностью   художника.