Искусство создания сайтов > Свойства зрения > ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНИХ ЧЕРТ ПРЕДМЕТОВ

ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНИХ ЧЕРТ ПРЕДМЕТОВ


Очертания предметов ночью мы видим смутно, днем — ясно. Свет обнаруживает гра­ницы предметов, мрак их скрывает. Мастера живописи всегда пользовались этой законо­мерностью для изображения освещенных и затененных предметов, придавая освещенным местам ясные, а теневым смутные очертания.
В качестве примера может служить фрагмент картины И. Е. Репина «Иван Грозный» (рис. 20). Освещенным местам изображаемых предметов художник придал ясные очерта­ния, большое количество подробностей, корпусную осязаемую фактуру. В теневых — не только детали предметов, фактуру и швы, но и крупные архитектурные элементы погло­щены глубокой темнотой тени.
Сильный свет тоже изменяет характер очертаний, образуя ореол вокруг освещенной части предмета и увеличивая его размеры. Это особенно заметно при взгляде на источник
собственного света — огонь лампы, солнце. Это явление носит название иррадиации и за­ключается в рассеивании яркого света в прозрачной жидкости, заполняющей глазное яблоко (рис. 24).
Ореол представляет собой характерную черту яркого света, и его нельзя игнорировать в изображении. Если, например, изобразить звезды без ореола, то они будут производить впечатление светлых крупинок, разбросанных на темном фоне ночного неба. Как только одной из них мы придадим ореол, так сразу же получим впечатление светящейся звезды. Яркие блики на полированных предметах, изображенные без ореола, очень часто выглядят светлыми заплатами. Изображение светлого окна изнутри комнаты будет неправдоподоб­ным, если на откосах оконного проема не будет чувствоваться ореола. Светлые предметы, как уже сказано, в силу ореола кажутся больше темных; паутина, мало заметная в тени, на ярком солнце подобна толстой нити. Аналогичные явления ореола можно наблюдать на ярко освещенных ветвях, листьях и т. п.
Чувствительность глаза при данном освещении больше всего приспосабливается к про­межуточной освещенности, и все, что будет отличаться по освещению в сильную или сла­бую сторону, будет менять характер очертания от резких к мягким. Поэтому по мере из­менения освещения и чувствительности зрения по-разному выглядит и ореол: то, что ночью казалось ослепительно ярким, окруженным ореолом, как, например, луна или пламя лампы, днем становится бледным, с ясно очерченными границами. При ярком свете только наи­более светлые тела обнаруживают явления ореола (солнце, блестящие на солнце предметы и т. п.).
Точно так же и при работе в мастерской зрение приспосабливается к ее освещению, и мы отчетливо видим очертания предметов и мелкие детали. Переводя взгляд в темную комнату, мы едва различаем очертания стоящих в ней предметов. При взгляде на окно, за которым светит солнце, мы заметим ореол как вокруг оконного проема, так и вокруг освещенных солнцем предметов за окном. Затем, если мы выйдем во двор и зрение при­способится к его освещению, то при взгляде со двора предметы в мастерской будут вос­приниматься так же смутно, как до этого воспринимались предметы темной комнаты, пред­меты во дворе — также четко, как раньше выглядели предметы мастерской, а наиболее яр­кие, блестящие на солнце,— так же, как из окна мастерской все надворные предметы.
Передавая в картине определенную освещенность предмета, нужно в самом начале определить освещенность той его части, к которой больше всего приспособлен глаз, и со­образно с этим придать тот или иной характер очертаниям темных и ярких мест.
Мягкость очертаний в тени, четкость границ и деталей в освещенных местах и ореол ярких предметов являются характерными особенностями очертаний предметов при различ­ных степенях освещения.
Так, характер очертаний служит одним из средств передачи предмета в художествен­ном изображении.