Искусство создания сайтов > Свойства зрения > Рассеянный свет
Рассеянный свет |
Рассеянный свет при всех степенях освещенности придает предметам наибольшую красочность, живописность. Все фазы светотени приобретают наибольшую мягкость. Фактура в мягком освещении исчезает, и предмет делается более воздушным, силуэтным, легким. Если при прямом освещении доминирует свет, выявляются фазы светотени, рельеф и пластика, то при рассеивании света доминируют цвет, цветовые отношения, тонкие оттенки, гамма красок, море цвета. Особенно это заметно в архитектуре: при сильном прямом свете она рельефна, объемна, резко выступают членения, профили, детали, фактура, четко рисуются падающие тени, светятся блики и т.п.; при рассеянном освещении членения, ярусы, детали выявляются преимущественно цветом и мягкими тенями и полутонами. В натурных зарисовках, особенно в акварельных, для успешной характеристики состояния освещенности приходится идти разными техническими путями: при прямом освещении— от светотеневого построения к собственным и обусловленным цветам; при рассеянном свете — от нанесения основных цветовых отношений к мягкой обработке светотени. Следует обратить серьезное внимание на то, что зрение, приспосабливаясь к определенной степени освещенности, лучше всего воспринимает внешние свойства тех предметов, которые имеют промежуточную светлоту между самым светлым и самым темным. Промежуточную светлоту при ярком солнечном освещении можно найти в тенях, освещенных рассеянным светом неба. Поэтому в такие дни наибольшая насыщенность красок, четкость линий, нюансная моделировка формы воспринимается в тенях. В свету краски выбеливаются, очертания расплываются, цвета обобщаются; в самых темных местах краски меркнут, расплываются очертания, теряется фактурная предметность формы. Промежуточную светлоту при средней освещенности, на открытом месте, при белом рассеянном свете пасмурного неба можно найти в освещенных местах, где будут наибольшая интенсивность красок, наиболее тонкое восприятие оттенков цвета, цветовых соотношений, ясность линий и форм. Эти характерные черты освещенных мест, имеющих промежуточную светлоту, при средней освещенности будут исчезать как в тенях, так и в наиболее светлых местах. В работе с натуры очень важна такая постановка глаза, при которой можно было бы держать сразу в поле зрения самые светлые места, места промежуточной светлоты и самые темные места, имея возможность непрерывного сравнения тоновых и цветовых отношений от самого светлого до самого темного. При этих условиях восприятия все промежуточные ступени будут найдены с наибольшей точностью, правдивостью. Очень важно в работе с натуры и в композиционной работе отводить наибольшее место на картинной плоскости той светлоте, к которой чувствительность зрения больше всего приспособлена. Это правдиво будет отражать световую обстановку и технически наиболее живо характеризовать типичные черты колорита при данной освещенности. При выборе освещения для композиционного центра картины следует учитывать преимущества средней освещенности. Композиционный центр картины должен быть наиболее детально разработан и глубоко раскрыт по содержанию, показан наиболее рельефно, должен быть наиболее богат по цвету и светотени, иметь наибольший познавательный смысл. Так выразительно выявить эти качества в изображении центрального персонажа или предмета можно лишь при условии среднего освещения. Средняя освещенность есть самое ценное состояние освещенности для живописи. Она дает возможность использовать полную силу чувствительности зрения, поднять максимально остроту живописного восприятия. |