Искусство создания сайтов > Свойства зрения > ИЗМЕНЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗРЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗРЕНИЯ


Освещенность в природе изменяется от яркого света солнечного дня до глубокой ноч­ной темноты. Измерительные приборы дают нам представление об огромных размерах этих колебаний. Солнечное освещение, например, ярче лунного в 600 000 раз. Живописные краски при самом лучшем качестве материалов дают от белого до черного лишь двадцатикратное изменение яркости. Очевидно, что в живописи мы не можем достичь действительной осве­щенности, какая существует в природе. Но все же мы видим картины, правдиво изобра­жающие солнечные дни и лунные ночи.
Возможность передать столь ограниченными средствами живописи реальные градации света в природе основывается на следующих важных свойствах зрения.
Первое свойство заключается в том, что по мере возрастания яркости освещения, после определенного предела чувствительность зрения к свету уменьшается, с уменьшением ярко­сти света — увеличивается. Этим зрение приспосабливается к световой обстановке, и мы сохраняем способность видеть при ярком свете солнца и в известной мере темной ночью.
Вошедший из светлой в затемненную комнату первое время ощущает полный мрак. Через некоторое время он начинает различать предметы, сначала смутно, потом, по мере возрастания чувствительности зрения,— отчетливо. Возвращаясь в светлую комнату, он сна­чала ощущает слепящий свет, но с притуплением чувствительности зрения вновь начинает ясно различать окружающие предметы.
В практике живописи яркость света и приспособленная к ней чувствительность зрения имеет огромное значение.
Если, например, во время работы бумага или холст освещены солнцем и взгляд рабо­тающего сосредоточен на ослепительно ярко освещенной плоскости картины, чувствитель­ность зрения притуплена. Тонкие соотношения светотени и цвета, так же как и самый цвет, воспринимаются плохо. Резкие соотношения красок в изображении ошибочно кажутся мяг­кими. В результате такой работы получается этюд с очень жесткими сочетаниями красок, сухой по технике исполнения и черный по колориту, резкий по светотени.
Тот, кто пишет в яркий солнечный день, не закрывая подрамник от солнца, прино­сит домой этюд с чрезмерно резкими отношениями тонов по их светлоте или яркости. При­туплённая чувствительность глаз, смотревших в это время на ярко освещенный холст или
бумагу, позволяла воспринимать наносимые слишком контрастные отношения, как нужные. В условиях же комнаты ошибка сразу обнаруживается и работа оказывается грубой. Только опытный живописец, испытавший на практике дезориентирующее влияние изменчи­вой чувствительности зрения, может в процессе работы внести необходимую поправку в не­посредственные зрительные ощущения и правдиво передать характерный контраст отно­шений. Работая на природе, следует внимательно следить за тем, чтобы освещенность холста или бумаги была близкой к общей освещенности изображаемого предмета. В сол­нечный день следует устраиваться в тени или под зонтом.
Во время работы в мастерской также часто недоучитывают условий чувствительности зрения: либо подрамник ставится у самого окна, а предмет изображения — в глубине комнаты; либо изображаемое находится у окна, а подрамник — в глубине комнаты. Во время работы взгляд беспрестанно переводится от светлого к темному и от темного к свет­лому. При таких условиях работы зрение все время находится в состоянии пониженной чувствительности, плохо воспринимает краски.
Грамотная постановка работы требует, чтобы предмет изображения и само изображе­ние находились в условиях одинаковой освещенности. Тогда глаз все время находится в одних условиях освещения, чувствительность его повышается, краски и светотень воспри­нимаются острее, формы выступают рельефнее, работа идет увереннее и успешнее.
Второе свойство нашего зрения заключается в том, что изменение яркости освещения по-разному влияет на наше восприятие внешних черт предметов — очертаний, светотени и цвета. С изменением яркости света они изменяются, соединяются в типичные сочетания и составляют зрительные образы, характеризующие определенный колорит видимого. Пере­давая характер очертаний, светотени и цвета, живопись передает в картине определенные живописные состояния природы.
Живопись дает не точные копии действительности, а живые зримые образы; она сле­дует природе не абсолютной яркостью света, а правдивой передачей особенностей внеш­них свойств предметов при данной яркости света и данном состоянии чувствительности зрения.