Искусство создания сайтов > Типы и виды колорита в живописи > Разнообразие возможных цве­товых композиций

Разнообразие возможных цве­товых композиций


Все богатейшее разнообразие колорита связано, главным образом, с разнообразием возможных цве­товых композиций. Структура света в картине и на­личная цветовая композиция, включая характер са­мого цвета и его трактовки, определяют вид колорита. Выясняя характер колорита той или иной живописной школы, того или иного художника, чаще всего указывают не на вид, а на тип колорита, ко­торый характерен или более всего наблюдаем в жи­вописи этой школы, либо этого художника. Можно, например, сказать, что старая испанская живопись в целом темная, контрастная; фоны, на которых вы­ступают светлые пятна, — порой почти черные. Эти признаки можно отнести чуть ли не ко всем произ­ведениям старых испанских художников, но таким образом нельзя охарактеризовать колорит каждого из мастеров. У каждого мастера имеются свои коло­ристические особенности, а у Веласкеса, как уже го­ворилось, колорит различен в его севильский и мад­ридский периоды.
На характер колорита влияет техника живопис­ного письма. Импрессионисты перешли от механиче­ского смешивания красок к раздельному мазку, то есть к оптическому смешению. Цвета при этом ста­ли получаться легкими, «воздушными», менее ма­териальными.
Суждение о цвете в картине во многом зависит от восприятия его зрителем, от осмысления цвета. Следовательно, при оценке воздействия цвета в силу вступает и субъективный фактор. Колорит как обя­зательный компонент художественной формы в жи­вописи участвует в формировании художественного образа и неминуемо связан с сюжетной и предмет­ной основой произведения. Как неотъемлемая часть художественного образа колорит оказывает мощное эмоциональное воздействие. И именно поэтому при всей сложности проблемы колорита, при всем раз­нообразии колористических систем, можно навести определенный порядок в этом калейдоскопе инди­видуальных решений, стихию привести к строгому размеренному миру. Само собой разумеется, колорит в сильнейшей степени зависит от цвета, от его мно­гообразия, от характера цветовых сочетаний. Цвето­вые сочетания связаны с композицией цвета. Одно впечатление от сочетания, когда контрастирующие цвета непосредственно соприкасаются, и другое — когда они пространственно разделены. Колорит за­висит не только от цветовых сочетаний как таковых, но и от цветовой композиции, то есть от расположе­ния цветовых пятен.
Колорит, несомненно, зависит и от того, как вы­глядит каждый цвет, дан ли он локальным пятном или усложнен множеством оттенков, градаций, вос­принимающихся изменениями цвета. Совсем особый колорит, когда цвет раздроблен, как в живописи пу­антилистов. Иначе говоря, колорит зависит от трак­товки цвета.
Возможно множество разнообразных аспектов рассмотрения зависимостей колорита, но важно вы­явить узловые вопросы. Чем сложней проблема, тем важней ограничение анализа. При внимательном рассмотрении оказывается, что цветовые сочетания (цветовая гармония), цветовая композиция и цвето­вая трактовка играют наибольшую роль среди дру­гих факторов. Мы выделяем их в качестве главных в формировании видов колорита. Рассмотрим каж­дый фактор отдельно. Попытаемся типизировать цве­товые сочетания, цветовые композиции и цветовые трактовки.
Наиболее существенно влияет на вид колорита фактор гармонии. Сочетания цветов бывают разно­образные и могут встретиться самые неожиданные. Но исходя из схемы цветового круга, можно уста­новить три типа сочетаний: в пределах малого, в пределах среднего и в пределах большого интерва­лов, принимая за малый интервал колебание цве­тового тона в рамках одной восьмой части круга, за средний — колебания в пределах одной четвертой его части и за большой интервал — колебания в пре­делах половины круга. В. М. Шугаев предложил на­зывать сочетания малого интервала родственными, среднего — родственно-контрастными и большого — контрастными19. Терминология Шугаева, быть мо­жет, не совсем удачна, но она помогает разобраться в сути дела.
Цвета родственных сочетаний воспринимаются как вариации одного тона (хотя в строго научном понимании любая вариация тона дает новые цвето­вые тона). Действительно, цвета в пределах малых интервалов смотрятся как разнообразие единой цве­товой тональности. О такой группе всегда можно сказать, что она красная или оранжевая, зеленая или синяя. В равноступенном цветовом круге всегда бывает так, если даже взят малый интервал в зоне изменения цветового тона. В неравноступенном кру­ге в зонах заметных скачков тона малые интервалы иногда захватывают цвета совершенно различных наименований.
Цвета, лежащие в пределах средних интервалов, образуют родственно-контрастные сочетания. В та­ких сочетаниях (по мнению Шугаева) чувствуется некая общность оттенка у большинства цветов и са­мостоятельность какого-то одного цвета, либо каких-то нескольких цветов. Взять к примеру сочетания красно-желтых цветов. Во всех красных и оранже­вых цветах ощущается красноватость, но особо смот­рятся цвета желтые, другими словами, в таких со­четаниях усматривается и родственность и контраст­ность. Наконец, цветам, лежащим в пределах половины круга, можно приписать наименование контрастных. Между цветами таких сочетаний, ес­ли не ощущается полной противоположности, то не ощущается и никакой общности.
К этим трем группам цветовых сочетаний следу­ет еще добавить сочетания одного тона, то есть од­нотонные в буквальном понимании этого слова, и со­четания ахроматических цветов.
В. М. Шугаев проверил свою классификацию со­четаний на большом числе примеров из области ор­наментально-декоративного искусства. Как выясни­лось, система классификации легко применима и практически полезна. Ее применение к живописи затрудняется усложненностью самого живописного цвета. Если довольно легко найти в орнаментально-декоративном искусстве, например, в печатном цвет­ном текстильном рисунке, родственные сочетания, то в живописи эти сочетания найти труднее, по­скольку наряду с основными цветами почти во всех картинах в той или иной мере присутствуют конт­растные им цвета. Но в то же время существует множество живописных работ, в которых свободно усматривается общий цветовой тон. Например, о по­ясном «Портрете Жанны Самари» Ренуара (Государственный   музей    изобразительных   искусств имени А. С. Пушкина) легко скажешь, что он розовый, хотя в нем много бирюзового цвета и зеленых оттенков, возникших на теле под влиянием розового фона.