Искусство создания сайтов > Типы и виды колорита в живописи > Общие художественные тенденции

Общие художественные тенденции


Фактически одинаковые цвета или цветовые по­крытия оцениваются по-разному в зависимости от общего характера изображений, от проявляющихся общих художественных тенденций.
Пронизанность светом всех красок рублевской «Троицы» присуща почти всем произведениям Руб­лева и многим произведениям других художников Древней Руси. Эта особенность колорита весьма на­глядно проявилась в рублевских иконах «Благове­щение» и «Вознесение» из иконостаса Успенского собора во Владимире. В иконе «Благовещение» (Государственная Третьяковская галерея) на фоне архитектурного пейзажа, исполненного в светлых «светящихся» цветах, силуэтно рисуются фи­гуры архангела и Марии. На последней заметны от­блески света. В иконе «Вознесение» темная фигура Марии изображена на фоне почти белых «светящих­ся» одежд ангелов. Очень мягко и нечетко прора­ботаны детали всего фигурного плана, точно фи­гуры рассматриваются против света и размыты в его потоке.
В связи с общей проблемой «ненатурности» древ­нерусской живописи, выясняется вопрос относитель­но золотых, серебряных, сверкающе-белых или слег­ка кремовых (желтоватых) фонов в русских иконах. Подобное окружение в натуре не встречается. Смысл золотых фонов в древнерусских иконах не в том, что культовое изображение подается в драгоценном окружении; их смысл в «неприродности», необыч­ности. Средневековый художник изображал не зем­ной шар, а круг своих представлений, при этом пы­тался воссоздать то, что «возвышается» над земным существованием. Он использовал свой зрительный опыт, впитанные им с детства краски окружающих полей, открытых далей и прозрачного неба. Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, «Троица» Андрея Рублева и многие творения наших древних художников преисполнены аромата родной природы. И все же «Троица» Рублева — метафора, форма воплощения идей единства, дружбы и чело­вечности. И золотой ассист, столь широко распро­страненный в русской живописи, смотрится не как богатство одеяний, а как сверкание, олицетворяю­щее возвышенный смысл происходящего.   Тем  же символизмом наделены отмеченные Н. Н. Волковым особенности трактовки в иконах белого и черного цветов18. В этой живописи все аналогично предмет­ному, земному миру, и вместе с тем не такое, как в нем. То, на что указывает Волков (лапидарность белого и черного цветов в русской иконописи), не представляется непонятным, поскольку цвет в ней вообще «ненатурален» и расположение локальных пятен предопределено смыслом изображения.
Итак, колорит, как один из компонентов худо­жественной формы, содержателен, его нельзя осмысливать и оценивать по внешним призна­кам, не раскрывая смысловой сути, обусловленной содержанием произведений и общим характером искусства.
В картинах Врубеля, как и в ряде произведений древнерусской живописи, наблюдается эффект «све­чения» красок. Однако световая структура врубелевских картин иная. У Врубеля пронизываются све­том не все цвета в пределах изобразительной поверх­ности, а лишь отдельные элементы или части изо­бражения. Так, в картине «Царевна-Лебедь» (Государственная Третьяковская галерея) светятся краски горизонта, в картине «К ночи» (Государственная Третьяковская галерея) — пурпурные цветы чертополоха, в картине «Демон поверженный» (Государственная Третьяковская галерея) — передние перья вен­чика на голове (раньше еще светилось потемневшее ныне оперение поломанных крыльев) и розовые от­блески на полузаснеженных горах второго плана картины. Эффект свечения очень сильно выражен в картине «Демон» (сидящий, Государственная Третьяковская галерея). Здесь светятся крупные фантастические цветы и особенно — разно­цветные кристаллы, образующие яркое пятно в скале, служащей фоном для полуфигуры Демона.
Как и в системе извне падающего света, в систе­ме «собственного света» можно различить два типа световой структуры — общего   равномерного   свечения и местного свечения, сконцентрированного в от­дельных участках изображений. При общей зате­ненности композиций Врубеля, в них выделяются отдельные светящиеся составляющие.
Заметим также, что природа «свечения» у Вру­беля и у древнерусских мастеров различна. В про­изведениях Врубеля эффект свечения красок возни­кает не в результате прозрачности красочных слоев, а вследствие использования цветового (хроматиче­ского) контраста. Такой тип колорита присущ не только ряду картин Врубеля. Этот тип наименее распространен, но его можно встретить у русских художников XIX — начала XX века (в произведени­ях А. И. Куинджи, А. А. Рылова и особенно Н. К. Рериха).