Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Модерн в прикладном искусстве

Модерн в прикладном искусстве


Модерн, со всеми присущими ему чертами, на­шел свое отражение в прикладном искусстве. Его «пристрастию» к темным, порой неопределенным цветам, отвечает майолика, столь любимая в оформ­лении зданий. М. А. Врубелем создан ряд майоли­ковых скульптур. Одна из них, получившая назва­ние «Цыганка», полита темными, переливчатыми глазурями. Как в живописной вещи на ту же тему, так и в майоликовой скульптуре художник переда­ет нечто таинственное, загадочное, даже жуткова­тое. Скрябинские ноты слышны в творчестве Врубе­ля: в его майолике, в его декоративных панно, в его станковых картинах. И эта таинственность и за­гадочность в первую очередь связаны с колоритом.
Модерн выработал определенный принцип интерьерных решений: в однотонно и даже монотонно решенную обстановку включается один предмет ме­бели или, скажем, настенное украшение, максималь­но контрастное всему остальному. Так, к примеру, на одной из стен комнаты с зеленовато-золотистой штофной обивкой эксцентрично размещено украше­ние в форме зигзагообразного завитка из полиро­ванной меди. Или в комнате, обставленной дорогой темной мебелью из ценных пород дерева с темной одноцветной обивкой, поставлено огромное, массив­ное мягкое кресло, обитое пестрым, ярким ситцем. Использование предельного контраста в оформле­нии интерьера представляется заслуживающим вни­мания принципом.
Модерну были присущи настроения упадочниче­ства, меланхолии, черты пессимизма, болезнен­ности. Это во многом относится к одной из его разновидностей, условно названной московским модерном.
Живопись М. А. Врубеля нельзя безоговорочно отнести к модерну, но отпечаток времени, породив­шего модерн, в ней бесспорен. Цвета врубелевских картин приглушенные, порой даже замутненные, мрачные, темные. Встречающиеся в иных произве­дениях сильные светлотные контрасты еще больше выявляют мрачность других цветов. Сверкают кри­сталлические просветы скалы и фантастические цветы в «Демоне» (сидящем, Государственная Третьяковская галерея), отчего еще при­глушенней в цвете выглядит полуфигура Демона. Пылают цветы чертополоха в картине «К ночи», от этого темней и загадочней выглядит вся картина в целом.
В исторических стилях, связанных с эстетиче­скими идеалами времени, в самой их основе зало­жено идейное единство. Искусство не может быть оторванным от эстетических идеалов, и не мо­жет оно быть независимым от «духа времени». При­веденные примеры убеждают в этом, вместе с тем они показывают, что внешне стили проявляются по-разному в разных искусствах и что стили охваты­вают все виды художественного творчества, хотя и не одинаково проявляют себя в различных произведениях.