Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Модерн в прикладном искусстве
Модерн в прикладном искусстве |
Модерн, со всеми присущими ему чертами, нашел свое отражение в прикладном искусстве. Его «пристрастию» к темным, порой неопределенным цветам, отвечает майолика, столь любимая в оформлении зданий. М. А. Врубелем создан ряд майоликовых скульптур. Одна из них, получившая название «Цыганка», полита темными, переливчатыми глазурями. Как в живописной вещи на ту же тему, так и в майоликовой скульптуре художник передает нечто таинственное, загадочное, даже жутковатое. Скрябинские ноты слышны в творчестве Врубеля: в его майолике, в его декоративных панно, в его станковых картинах. И эта таинственность и загадочность в первую очередь связаны с колоритом. Модерн выработал определенный принцип интерьерных решений: в однотонно и даже монотонно решенную обстановку включается один предмет мебели или, скажем, настенное украшение, максимально контрастное всему остальному. Так, к примеру, на одной из стен комнаты с зеленовато-золотистой штофной обивкой эксцентрично размещено украшение в форме зигзагообразного завитка из полированной меди. Или в комнате, обставленной дорогой темной мебелью из ценных пород дерева с темной одноцветной обивкой, поставлено огромное, массивное мягкое кресло, обитое пестрым, ярким ситцем. Использование предельного контраста в оформлении интерьера представляется заслуживающим внимания принципом. Модерну были присущи настроения упадочничества, меланхолии, черты пессимизма, болезненности. Это во многом относится к одной из его разновидностей, условно названной московским модерном. Живопись М. А. Врубеля нельзя безоговорочно отнести к модерну, но отпечаток времени, породившего модерн, в ней бесспорен. Цвета врубелевских картин приглушенные, порой даже замутненные, мрачные, темные. Встречающиеся в иных произведениях сильные светлотные контрасты еще больше выявляют мрачность других цветов. Сверкают кристаллические просветы скалы и фантастические цветы в «Демоне» (сидящем, Государственная Третьяковская галерея), отчего еще приглушенней в цвете выглядит полуфигура Демона. Пылают цветы чертополоха в картине «К ночи», от этого темней и загадочней выглядит вся картина в целом. В исторических стилях, связанных с эстетическими идеалами времени, в самой их основе заложено идейное единство. Искусство не может быть оторванным от эстетических идеалов, и не может оно быть независимым от «духа времени». Приведенные примеры убеждают в этом, вместе с тем они показывают, что внешне стили проявляются по-разному в разных искусствах и что стили охватывают все виды художественного творчества, хотя и не одинаково проявляют себя в различных произведениях. |