Искусство создания сайтов > Колорит и эстетический идеал > Горный институт, Публичная библиотека, Адмиралтейство, Биржа, Михайловский дворец, здание Генштаба
Горный институт, Публичная библиотека, Адмиралтейство, Биржа, Михайловский дворец, здание Генштаба |
Классицизм широко представлен в Ленинграде: Горный институт, Публичная библиотека, Адмиралтейство, Биржа, Михайловский дворец, здание Генштаба — это далеко не полный перечень ленинградских архитектурных памятников классицизма. Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей, 1819—1825 годы, архитектор К. Росси) весьма показателен для понимания колорита, присущего интерьеру классицизма. Рассмотрим цветовое оформление центрального Белого зала. Колонны белого искусственного мрамора, орнаментальная золотая роспись плафона, золоченые бронзовые украшения мебели из карельской березы придают залу исключительную парадность, изысканную красоту, сдержанное благородство. В Михайловском дворце много мебели белого цвета с ажурным золоченым орнаментом. Касаясь мебели этого дворца, следует особо подчеркнуть ее «вписанность» в интерьер. В этом дворце ярко выражен принцип ансамбля. Каждый предмет мебели проектировался с учетом определенного места, где он должен находиться. Впрочем, органическая цельность ансамблевых решений характерна вообще для классицизма, и в этом немалая заслуга принадлежит колориту. Цветовая близость способствует взаимной со-подчиненности всех частей целому, их единству и родственности. Основным принципам классицизма отвечает белый неокрашенный фарфор с легким орнаментальным узором или обильно золоченый, обогащенный каким-то одним цветом. Типичны для классицизма предметы так называемого Гурьевского сервиза, в создании которого участвовал скульптор С. С. Пименов. Типичен и сделанный по эскизу А. Н. Воро-> нихина хрустальный кувшин с золоченой бронзовой ручкой (Государственный музей керамики, Кусково). Прозрачный граненый хрусталь в сочетании с золотом очень эффектен. В стекле и в фарфоре все те же черты стиля: сдержанность, строгость, торжественность, благородство, но некоторая суховатость. Таков и свойственный ему колорит. Классицизм сложился во второй половине XVIII века. Разрабатывая свои нормы и принципы в живописи, он постепенно перерос в сухой, безжизненный, отвлеченный академизм. Вместе с тем, в творчестве крупнейших художников первой половины XIX века побеждает реалистическое начало. Александр Иванов получил академическое образование и в начале творческой деятельности следовал принципам академического классицизма, но все более и более отходил от условности и отвлеченных схем академической школы. Прогрессивно настроенный художник-философ не мог оставаться далеким от жизни, от волновавших тогда передовых людей социальных проблем. Однако в ранний классицистический период его творчество еще далеко от всех этих вопросов. Чисто живописная манера в эти годы еще очень «скована», в ней не наблюдается раздробления цвета и широкого использования контрастного взаимодействия цветов, которые в дальнейшем станут основными в его произведениях, особенно в пейзажных этюдах. Для раннего же периода характерны локальность цвета и строгая ясность формы. Поэтому некоторые исследователи считают Александра Иванова художником, который не смог преодолеть академическое образование. С таким мнением можно согласиться лишь частично. В живописи А. Иванова осталась схематичность композиции, но это не служит основанием считать его художником, оставшимся в рамках академической школы. Слишком глубока жизненная правда его работ, слишком волнующа живопись его пейзажных этюдов, слишком верно передана предметность цвета, чтобы не усмотреть в каждом этюде художника преодоление академизма. Его крупнейшее произведение — «Явление Христа народу» — И. Е. Репин считал самым гениальным и самым народным. Оно, действительно, преисполнено жизненной правды огромной силы. В нем поставлены острые вопросы современности. От бездушия, мертвенности, абстрактности академизма не осталось и следа. Композицию пронизывает возвышенная строгость классицизма. В целом для классицистической живописи и ее колорита характерны те же черты, что и для архитектуры классицизма. Примерно та же связь существует между архитектурой модерна и особенностями живописи конца XIX — начала XX века. Колорит архитектуры модерна своеобразен. Модерн не являет собой цельного, сложившегося стиля, он крайне эклектичен. На одной и той же площади Свердлова в Москве находятся два совершенно непохожих друг на друга здания, представляющие стиль модерн: здание Центрального универсального магазина (бывший магазин Мюра и Мерелиза, 1909, архитектор Р. Клейн) и здание гостиницы «Метрополь» (1899—1903, архитектор В. Валькотт). Для модерна, который иной раз называют «московским», типичен тусклый, вялый колорит. В этом отношении показательна гостиница «Метрополь»: первый этаж фасада облицован темно-красным полированным камнем, стены окрашены густой зеленой краской, выше они облицованы метлахской плиткой коричневатого цвета. Белый широкий скульптурный фриз и многоцветные майоликовые тематические панно завершают здание. Цвета его тусклые, мутноватые, колорит панно приглушенный. Тусклость и блеклость колорита, как и болезненная изломанность рисунка изобразительных элементов характерны для стиля. Те же черты присущи колориту здания Ярославского (Северного) вокзала в Москве (1903—1904, архитектор Ф. О. Шехтель). |