Искусство создания сайтов > Перспектива > Введение цвета в однотонную палитру

Введение цвета в однотонную палитру


Введение цвета в однотонную палитру туши дает новый прием — от интенсивного цвета на переднем плане к светлому, бесцветному на дальнем плане (рис. 118). Этот прием мо­жет выступать самостоятельно, когда чертеж представляется в условной, набросочной графике, в предварительных эскизах архитектурной композиции или проектного задания, где цвет имеет существенное значение. Но такой прием часто и удачно совмещается с тушью. При совмещении двух приемов один принимают как ведущий, а другой как вспо­могательный. Если основное — тушь, то цвет вводится с большим композиционным тактом, строго сообразно архитектуре. Если преобладает цвет, то тушь употребляется в смеси с краской либо в качестве легкого нейтрального теневого тона, либо в качестве отдельных пятен густой черной туши, также строго сообразно архитектуре. Неосмысленное смешение двух приемов ведет к грязному, иногда даже мрачному, безжизненному исполнению.
Этот прием (рис. 119) близок предыдущему. В нем красный цвет также переходит от интенсивного к менее насыщенному. Различие между ними заключается в том, что вместо туши на дальних планах применена голубая краска. Это вызвано тем; что в предыдущем примере передавалось зимнее туманное утро, тогда как в данном примере передается лет­ний солнечный день с голубым небосводом.
При увеличении палитры, когда возникает необходимость систематизировать цвета, при­меняется условный прием — от теплого к холодному. Он заключается в том, что, согласно воздушной перспективе и зрительной практике, устанавливается закономерность располо­жения цветов на перспективных планах. Теплые тона выступают вперед; ими окрашивают фрагменты переднего плана. По мере удаления краски теряют интенсивность и теплоту; фрагменты на дальних планах даются в холодных оттенках, погружаются в воздух, ото­двигаются в глубину.
Существует также прием пере­дачи перспективных планов при по­мощи перехода от контрастной свето­тени к нюансной. Этот прием основан на закономерностях воздушной пер­спективы, когда передние планы де­лаются наиболее светлыми в осве­щенной части и наиболее темными в теневой. Детали переднего плана, таким образом, имеют максималь­ный контраст. Дальние планы в ос­вещенных местах делаются темнее, а в тенях светлее; в результате на са­мых удаленных зданиях светотене­вой контраст стирается. Этот прием при определенных условиях соответ­ствует действительности и может создавать впечатление реальной перспективы (рис. 119).
На данной- методической таб­лице показаны три перспективных плана. Первый план представляет темную окраску здания генерально­го штаба в Ленинграде, резко кон­трастирующую со светлыми блика­ми на ближайшей стене и мостовой. Во второй план входит отрезок ули­цы, заключенный между первой и последующей аркой, с более мягки­ми светотеневыми контрастами, с потухшими бликами и посветлевши­ми тенями. В третий план входит Дворцовая площадь, где светотене­вой контраст почти совсем стирает­ся и архитектура приобретает сред­ний по светлоте и серебристый по тону обобщенный силуэт. Таблица оставлена в начальной стадии мо­делировки, без нанесения окраски зданий, рефлексов и детализации. Так сделано для того, чтобы про­следить за особенностью рассматри­ваемого приема акварельной обра­ботки перспективных планов.