Искусство создания сайтов > Интерьер > Исполнение акварели
Исполнение акварели |
В третьем примере интерьера со смешанным освещением (рис. 103) все видимое пространство последовательно освещено то одним, то другим светом. Создается анфилада различно освещенных помещений, которыми образуются зоны, где предметы получаются двухцветными, одинаково освещенными с двух сторон. Фигура, одетая в белое, передвигаясь в анфиладе интерьера, попеременно будет изменять свой цвет. Для сопоставления примеров взяты те же источники света, что и в предыдущем случае. Исполнение акварели также начинается с цветовой подготовки, но наносится она не сразу, а последовательно — от одного перспективного плана к другому. На переходе к зоне другого света подготовка ведется по сырому; к наносимой краске постепенно добавляется цвет последующего освещения. Наиболее темные тени будут посередине, между источниками света; они будут двойными и при совмещении будут иметь различную окраску, в зависимости от преобладания того или иного света. В перспективе интерьера с анфиладой помещений, освещенных различными источниками света, особенно выразительна глубина пространства. В композиционном отношении важно разнообразить силу освещенности в отдельных звеньях анфилады. Главному из них следует придать более яркое освещение. Чем меньше помещение, чем меньшую роль оно играет в общей перспективе, тем слабее и одновременно насыщеннее по окраске дается его освещение. Методом разноцветных планов пользуются всегда театральные художники, которые на небольшой сценической площадке создают впечатление многочисленных перспективных планов и бесконечного пространства. Центром живописной композиции интерьера по большей части бывает то место, куда падает наиболее яркий свет. Внимание привлекается к этому месту, глаз приспособляется к его яркой освещенности и замечает здесь наибольшее количество деталей, фактуру материалов. Наиболее освещенные места интерьера требуют поэтому наибольшей детализации, точной характеристики собственного цвета и точной передачи формы. Напротив, меньшее внимание привлекают затененные места, где глаз не замечает не только фактуры, но и целых деталей, что требует обобщения цвета и формы затененных предметов. Теневые места по большей части размещаются на периферии композиции. Освещение в интерьере имеет большое композиционное значение. Один и тот же интерьер с изменением освещения приобретает различное значение, по-разному воспринимается. И поскольку в композиционной работе архитектора и художника часто приходится оперировать освещением, постольку здесь следует систематизировать различные случаи освещения в композиционном и техническом отношении. Односторонний свет, одно окно бокового или верхнего света, одна свеча, единственная лампа привлекают внимание зрителя к свету — к центру композиции интерьера: предметы интерьера или персонажи жанровой группы композиционно объединяются вокруг освещенного места, вокруг источника света. Один источник света создает прочное единство картины. Для иллюстрации можно привести несколько примеров, помещенных в настоящей книге. В картине «Вечерницы» И. Е. Репина (рис. 4) единственным источником света в украинской хате является свеча. Свет свечи наиболее ярко выделяет главные фигуры картины— танцующую пару. Несколько слабее освещены стол и сидящие за столом зрители и собеседники. И, наконец, вся композиционная периферия погружена в полумрак и служит фоном для выделения главных фигур. На картине «В гостях» А. Е. Архипова (рис. 10) яркие блики прямого солнечного света собирают воедино пеструю композицию праздничной группы нарядных женщин. Яркий свет бликов совпадает при этом с сюжетным центром всей группы. Совмещение колористического и смыслового центра композиции придает ей еще большую силу. В картине «Прачки» того же художника (рис. 27) темное подвальное помещение освещено слабым светом пасмурного дня из единственного небольшого окна. Очертания фигур едва выявлены немногочисленными бликами. Блики композиционно тяготеют к наиболее светлому месту помещения. Окружающие предметы окутаны холодным мраком подвала, обобщены темно-синим фоном для выявления бликов в композиционном центре картины. |