Искусство создания сайтов > Интерьер > Исполнение акварели

Исполнение акварели


В третьем примере интерьера со смешанным освещением (рис. 103) все видимое пространство последо­вательно освещено то одним, то другим светом. Создается анфилада различно освещенных помещений, которыми образуются зоны, где предметы получаются двухцветны­ми, одинаково освещенными с двух сторон. Фигура, одетая в белое, передвигаясь в анфиладе интерьера, попеременно будет изменять свой цвет. Для сопоставления примеров взяты те же источники света, что и в предыдущем случае.
Исполнение акварели также на­чинается с цветовой подготовки, но наносится она не сразу, а последо­вательно — от одного перспективно­го плана к другому. На переходе к зоне другого света подготовка ве­дется по сырому; к наносимой краске постепенно добавляется цвет последующего освещения. Наиболее темные тени будут посередине, меж­ду источниками света; они будут двойными и при совмещении будут иметь различную окраску, в зависи­мости от преобладания того или иного света.
В перспективе интерьера с ан­филадой помещений, освещенных различными источниками света, осо­бенно выразительна глубина про­странства. В композиционном отношении важно разнообразить силу осве­щенности в отдельных звеньях анфи­лады. Главному из них следует при­дать более яркое освещение. Чем меньше помещение, чем меньшую роль оно играет в общей перспективе, тем слабее и одновременно насыщеннее по окраске дается его освещение. Мето­дом разноцветных планов пользуются всегда театральные художники, кото­рые на небольшой сценической пло­щадке создают впечатление многочис­ленных перспективных планов и беско­нечного пространства.
Центром живописной композиции интерьера по большей части бывает то место, куда падает наиболее яркий свет. Внимание привлекается к этому месту, глаз приспособляется к его яр­кой освещенности и замечает здесь наибольшее количество деталей, фак­туру материалов. Наиболее освещен­ные места интерьера требуют поэтому наибольшей детализации, точной ха­рактеристики собственного цвета и точной передачи формы. Напротив, меньшее внимание привлекают затененные места, где глаз не замечает не только фактуры, но и целых дета­лей, что требует обобщения цвета и формы затененных предметов. Теневые места по боль­шей части размещаются на периферии композиции.
Освещение в интерьере имеет большое композиционное значение. Один и тот же ин­терьер с изменением освещения приобретает различное значение, по-разному восприни­мается. И поскольку в композиционной работе архитектора и художника часто приходится оперировать освещением, постольку здесь следует систематизировать различные случаи осве­щения в композиционном и техническом отношении.
Односторонний свет, одно окно бокового или верхнего света, одна свеча, единственная лампа привлекают внимание зрителя к свету — к центру композиции интерьера: предметы интерьера или персонажи жанровой группы композиционно объединяются вокруг освещен­ного места, вокруг источника света. Один источник света создает прочное единство кар­тины. Для иллюстрации можно привести несколько примеров, помещенных в настоящей книге. В картине «Вечерницы» И. Е. Репина (рис. 4) единственным источником света в украинской хате является свеча. Свет свечи наиболее ярко выделяет главные фигуры кар­тины— танцующую пару. Несколько слабее освещены стол и сидящие за столом зрители и собеседники. И, наконец, вся композиционная периферия погружена в полумрак и слу­жит фоном для выделения главных фигур. На картине «В гостях» А. Е. Архипова (рис. 10) яркие блики прямого солнечного света собирают воедино пеструю композицию празднич­ной группы нарядных женщин. Яркий свет бликов совпадает при этом с сюжетным центром всей группы. Совмещение колористического и смыслового центра композиции придает ей еще большую силу. В картине «Прачки» того же художника (рис. 27) темное подвальное помещение освещено слабым светом пасмурного дня из единственного  небольшого окна.
Очертания фигур едва выявлены немногочисленными бликами. Блики композиционно тяго­теют к наиболее светлому месту помещения. Окружающие предметы окутаны холодным мраком подвала, обобщены темно-синим фоном для выявления бликов в композиционном центре картины.