Искусство создания сайтов > Фасад > ДЕРЕВЯННОЕ СООРУЖЕНИЕ

ДЕРЕВЯННОЕ СООРУЖЕНИЕ


Дерево в постройке имеет своеобразный рисунок, колорит и фактуру.
Для рисунка деревянного сооружения типичны прямолинейные элементы бревен, досок, брусков, балок, подкосов, стропил и т. п., которые придают архитектуре деревянной по­стройки особые черты.
По колориту деревянное сооружение отличается общим темно-серым цветом с много­численными оттенками, зависящими от условий и срока службы дерева. Там, где дерево подвержено влиянию атмосферных осадков, оно наиболее серое, даже белесое, с голубова­тыми, розоватыми, а иногда и золотистыми отблесками в освещенных местах. В местах, где дерево остается по большей части сухим,— под навесами, внутри здания и других местах, оно сохраняет теплый оттенок, темнеет и приобретает темно-коричневый, оранжевый, а иногда желто-зеленый цвет.
В изображении деревянных сооружений в масштабах 1 : 100, 1 : 50 материал построек — дерево — характеризуется только цветом и светотенью. Это видно на примере деревянной надвратной башни, представленной на незаконченном чертеже; здание освещено солнцем, находится на зеленом участке и изображено в летнее время. На чертеже показаны все ста­дии подготовки и обработки акварелью деревянного сооружения в таких условиях (рис. 97).
Деревянное сооружение на фоне неба темнее своего фона. Его цвет может перекрыть цвет фона. Поэтому покраску проекции деревянного здания можно в этом случае начинать с общего нанесения фона, которым покрывают и самое сооружение. По законченному фону, т. е. поверх цвета неба, наносят цвет деревянного сооружения, освещенного солнцем. В дан­ном случае это будет светлый серовато-золотистый тон, который хорошо заметен на левой грани восьмерика башни и на торцах бревен (рис. 97). Затем наносятся более темный хо­лодный серый полутон и еще более темные падающие и собственные тени. На поверхно­стях архитектурных деталей, обращенных к земле, наносятся рефлексы. На пристройках рефлексы от травы будут зеленовато-коричневые, под крышей башни — просто коричневые, на верхнем ярусе башни — едва заметные, с   более холодными оттенками.
Чертеж деревянного здания той же башни и на том же участке, но при пасмурном освещении дает другой пример графической передачи в цвете типичного серого колорита дерева в постройке при том же масштабе изображения (рис. 98). В этом случае работа также начинается с нанесения небесного фона по всей плоскости чертежа. Затем нано­сится серовато-розоватый цвет дерева, встречающийся при пасмурном освещении. По нему прокладывают серые полутона, тени и, наконец, рефлексы. Рефлексы покрывают едва заметно вверху и в большей мере внизу, особенно там, где архитектурные детали прибли­жаются к отраженному свету от наземных предметов (рис. 98).
После нанесения светотени, в первом случае с прямым солнечным светом и во втором случае с рассеянным светом, приступают к конечным стадиям. В них дорабатываются де­тали, кое-где намечаются текстура дерева, оттенки теса и бревен.
Совсем по-другому изображается дерево в крупном масштабе на переднем плане, когда нужно передать фактуру дерева, рисунок текстуры и пр., что достигается техникой корпусного письма, исполняемого пером и полусухой кистью. В этом случае на первой стадии работы весь деревянный фрагмент покрывается по цвету блика освещенной части дерева розоватым, голубоватым, зеленоватым или золотистым тоном. Затем темно-коричневой крас­кой, пером и полусухой кистью поверху зерна бумаги резким движением руки наносят волокна дерева, сучки, трещины, рассохшиеся места и другие детали фактуры. После этого прозрачными лессировочными красками наносят полутона и тени (рис. 98).
В тенях после многократного покрытия фактура дерева, нанесенная полусухой кистью, размывается и смягчается. Таким образом, по контрасту с корпусностью красочного слоя в свету, где остается нетронутым грубый штрих щетиновой кисти с рельефной фактурой, образуется теневая часть дерева со сложной, многокрасочной и многослойной, мягкой и обобщенной, прозрачной и тонкой фактурой.
Особенно выразительно дерево со своей слоистой фактурой в изображении малых архитектурных форм. Это видно на чертежах труб, ворот, колодцев, крылец, где каждый раз по-новому раскрывается богатый серый колорит дерева с его характерным рисунком и красивой фактурой (рис. 96).
В настоящей главе были приведены примеры, необходимые для освоения техники аква­рельной обработки проекций фасадов. При всем различии примеров их объединяет одна методика работы: во-первых, определяется характер архитектуры здания и устанавливается назначение его чертежа, т. е. определяется смысл всей работы; во-вторых, в зависимости от назначения и содержания чертежа избирается колорит или состояние освещенности; на­конец, в-третьих, избирается техника передачи строительного материала со строго после­довательными стадиями исполнения.